Среди журналов и газет
ЧЕТЫРЕ ПИСЬМА ФЕДОРА ГЛАДКОВА (К 100-летию со дня рождения). Журнал «Волга (1983, N 6) под таким названием напечатал публикацию Р. Киреевой. Автор публикации в июне 1953 года обратилась к Федору Васильевичу с рядом вопросов, вставших перед ней в связи с работой над книгой о творчестве писателя.
В письме от 1 июля 1953 года Ф. Гладков пишет:
«Мне радостно было читать Ваше беспокойное (в хорошем смысле) письмо, Антонина Федоровна. Я всегда жил и живу потребностью чувствовать и видеть новое в каждом дне нашей жизни, творческую мятежность в деяниях и мыслях наших людей, и меня всегда радует дерзновенная любезность в делах и стремлениях человека. Мне противны люди, которые бредут протоптанными дорожками или топчутся на месте и бормочут чужие, часто лживые слова, как тексты из катехизиса. Это – свойство умов ленивых, трусливых, рабьих…
Если у Вас есть вопросы ко мне – пишите: я рад помочь Вам, если встретятся трудности! Но я должен отметить следующее. Творческий метод социалистического реализма – это метод, который мог возникнуть и развиваться в условиях социалистической действительности, как, скажем, система коммунистического труда. Мой «Цемент» – первое произведение, созданное на основе этого метода. Он не мог не появиться. Тогда он вызвал переполох среди «чистых реалистов», с одной стороны, и футуристов – с другой. Налитпостовцы тогда отстаивали «толстовский метод» и провозглашали: «Творческий метод Льва Толстого – метод пролетарской литературы», «Долой романтику!» (то есть долой героику), «живой человек<…> – главный герой пролетарской литературы», «изображать жизнь, как она есть» (то есть безвременный момент настоящего, только данное без желаемого). Так я дрался за свой метод лет 12. А ведь творческий метод – это не только художественные приемы, но и мировоззрение, чего не могут понять «чистые реалисты».
В следующем письме, от 29 июля, писатель останавливается на понятиях мировоззрение и творческий метод.
«…Творческий метод – это очень сложный процесс, который в конечном счете обусловливается мировоззрением, то есть отношением художника к действительности. Но сам по себе творческий метод – это способ преображения действительности, свойственный индивидуальности писателя, определяющий его самобытность. Тут и своеобразие приемов, и особенность видения и восприятия явлений. То, что называется апперцепцией – осознанием впечатлений и переживаний, – неповторимый, не общезначимый психологический процесс (в смысле индивидуальности окраски отражения).
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.