№9, 1984/Хроника

Среди журналов и газет

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ И КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ. Под таким заголовком газета «Северная правда» (Кострома, 25 марта 1984 года) публикует разыскания А. Григорова и В. Соболева.

Известно, что отец поэта Юрий Петрович считался тульским дворянином и с 1829 года вместе с сыном был записан в родословную книгу тульского дворянства.

Однако изучение документальных материалов ряда фондов Костромского облгосархива со всей убедительностью доказывает, что род Лермонтовых издревле, еще с 1621 года, тесно связан и с костромским краем. Так, дед поэта, артиллерии поручик Петр Юрьевич Лермонтов, родился в родовой усадьбе Лермонтовых Измайлово Чухломского уезда. В Галичском уезде семье Лермонтовых также принадлежал ряд усадеб – Никольское, Туровское, Воронино, Лежнино.

Авторы заметки, обратившись к документам Центрального военно-исторического архива (в его фондах хранятся документы тех, кто проходил службу в дореволюционной России), выявили два подлинных документа, свидетельствующих о том, что отец поэта был уроженцем костромского края.

Известно, что Юрий Петрович родился в 1787 году. Одиннадцати лет, в 1798 году, его отдали учиться в Петербург, в кадетский корпус. В одном из документов, оформленных тогда при приеме, читаем: «На основании изданного о кадетском корпусе устава честь имею препроводить для определения в число кадет сына моего Юрия… а что он действительно законный сын мой, когда родился и где крещен, равно и о дворянстве прилагаю при сем свидетельство… К сему артиллерии поручик Петр Юрьев сын Лермонтова подписуюсь».

Более интересным является второй документ – упомянутое выше свидетельство. Поэтому приводим текст его полностью: «1798 года генваря 16 дня. Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем в том, что артиллерии поручика Петра Юрьевича сына Лермонтова сын Юрий, точно из дворян, родился 1787 года декабря 26 числа. В веру греческого исповедания крещен Галицкого уезда, села Никольского, церкви Николая Чудотворца священником Иоанном Алексеевым. Восприемниками были малолетний дворянин Павел Логгинов сын Витовтов и майорша Анна Ивановна Лермонтова…» Таким образом, отец М. Ю. Лермонтова родился в Галичском уезде Костромской губернии.

По сохранившимся «экономическим описаниям селений Галичского уезда», составленным к проведению генерального межевания 1777 года, видно, что село Никольское принадлежало семье Лермонтовых с 1752 года. Дед поэта, Петр Юрьевич, в 1784 – 1787 годах являлся галичским уездным предводителем дворянства.

Свои родовые поместья и усадьбы, находящиеся в Костромской губернии, позднее продал. Так, родовое поместье Измайлово он продал в 1791 году.

М. ЛЕРМОНТОВ НА КУБАНИ (Был ли поэт в Геленджике?). С новыми разысканиями знакомит на страницах журнала «Дон» (1984, N 4) В. Захаров.

За стихи, написанные на смерть Пушкина, Лермонтов, пишет В. Захаров, по приказу царя был переведен в Нижегородский драгунский полк, стоявший под Тифлисом. 19 марта поэт покинул Петербург, а 10 апреля выехал из Москвы через Тулу, Воронеж, Новочеркасск. Около 24 апреля он прибыл в Ставрополь, тогдашний центр Кавказской линии и Черномории. Простудившись дорогой, Лермонтов попадает в Ставропольский военный госпиталь, а в конце мая – в Пятигорский. На водах у Лермонтова изменился маршрут дальнейшего следования. В Тифлис, где стоял Нижегородский полк, он не едет.

Почему поэт едет на Кубань, в экспедиционный отряд, а не в Закавказье, в предписанный царем полк? До сих пор этот вопрос не совсем выяснен. Путаница происходит прежде всего потому, что почти все исследователи считают, что в конце сентября 1837 года Лермонтов «прибыл в свой отряд, но к тому времени летняя экспедиция против горцев уже завершилась, и поэт вместе с эскадроном выехал на царский смотр в Тифлис».

Ошибка заключается прежде всего в том, что никто не объясняет значения слова «свой» отряд, подразумевая под ним, как само собой разумеющееся, отряд Нижегородского драгунского полка. Путаница происходит еще и потому, что в одном из послужных списков Лермонтова указано его участие в военных действиях на Черноморском побережье Кавказа уже с 21 апреля 1837 года. Однако совершенно достоверно известно, что в эти дни Лермонтов только подъезжал к землям Войска Донского.

В то время подоплека ссылки Лермонтова была всем ясна: Нижегородский полк стоял без действий, прощение можно получить не скоро. Самым же ответственным событием 1837 года была экспедиция за Кубань, которую возглавил сам командующий Кавказской линией и Черноморцем генерал А. А. Вельяминов. Дядя Лермонтова П. И. Петров – начальник штаба у Вельяминова – прекрасно понимал, что во время военных действий показать себя в бою, отличиться будет проще. А это давало повод для прощения.

Экспедиция начиналась в конце апреля, в начале мая полки выступили из Ольгинского тет де пона Получить доступ

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1984 - №9. - C. 282-281
Копировать