№12, 1962/Зарубежная литература и искусство

Споры об английской поэзии (Анкета журнала «Лондон мэгезин»)

«London magazine», February 1962.

Несколько лет назад английский журнал «Отор» («Автор») провел на своих страницах дискуссию о поэзии. Один за другим поднимались на журнальную трибуну поэты, критики, книгоиздатели, изливая свою скорбь по поводу состояния поэзии в Англии, где «сотни поэтов вопиют в пустыне», где тиражи поэтических сборников исчисляются немногими сотнями экземпляров и издание стихов «превратилось в унылое занятие». Много грустных и горьких слов было сказано о безучастности читателей, о материальных бедах поэтов, которым, мол, нужен «коллективный патрон»; слышались и, по правде говоря, довольно неубедительные рассуждения о том, что поэзии – «воплощению внутреннего царства» – от века враждебен «мир материализма». Но дальше иеремиад дело не шло. Почти никто из участников дискуссии не отважился коснуться основного вопроса: в чем же причина трудностей, переживаемых английской поэзией, которая в конце концов не столь уж бедна талантами, в чем причина «безучастного отношения» к ней читателей.

Но вот прошло три года, и к вопросу о поэзии вернулся другой английский литературный журнал, также отнюдь не склонный к прогрессивному освещению проблем современности, – «Лондон мэгезин». Он провел среди большой группы поэтов разных поколений анкету и обнародовал полученные ответы вместе со стихами и портретами многих участников опроса. В анкете множество пунктов – о достоинствах и недостатках формы короткого лирического стихотворения, о преимуществах «поэтического языка перед разговорным» и о многом другом.

Не будем ворошить груду ответов на эти вопросы, содержащих порой любопытные частные замечания. Нас, естественно, привлекли к себе прежде всего ответы на тот вопрос, который не затронул «Отор» и который «Лондон мэгезин» – надо отдать ему должное – поставил в своей анкете первым. «Считаете ли вы, – спрашивала редакция, – что поэзия оказалась бы более действенной, вызвала бы более глубокий интерес у читателей, если бы занималась вопросами нашего времени; влияют ли ваши политические и религиозные взгляды на ваше творчество?»

Итак, перед нами хотя и не новый, но все более волнующий писателей вопрос об их месте в жизни общества, об их отношении к проблемам современности, о принятии на себя обязательств перед эпохой и своей совестью. Недаром слово engagement (одинаково обозначающее и на английском и на французском языках понятие духовной «завербованности» писателя, его ответственность перед временем, перед читателями, перед самим собой) все чаще звучит в последнее время на разных писательских форумах и встречах. И то, что редакция «Лондон мэгезин» должна была начать свой разговор о поэзии именно этим вопросом, а не жалобами на отсутствие в наши дни меценатов, – это тоже своего рода знамение времени.

Игнорировать современность все труднее хотя бы уже потому, что многие поэты глубоко встревожены, причем иные из них не скрывают своей растерянности и пессимизма. «Переживаемый нами период… ставит перед нами проблемы, которые могут быть решены только чудом», – пишет один из участников анкеты. «Положение вещей в мире ужасно», – вторит другой.

«Но в конце концов все это газетные, а не личные проблемы, – и поэзии нет до них дела», – неожиданно заявляет третий и находит немало единомышленников. Говорить о них и спорить с ними – довольно нелегкое и неблагодарное занятие, поскольку они, эти поборники «чистой» и противники «газетной» (по их выражению) поэзии, не утруждают себя аргументацией, а попросту кратко и категорично заявляют, что ничего «политического» не приемлют. «Тут стою я и не могу иначе», – как бы повторяют они слова Мартина Лютера, демонстрируя непоколебимость своей позиции. Столь ярый ревнитель «чистой поэзии», составитель известных своей реакционной направленностью поэтических сборников Р.

Цитировать

Рубин, В. Споры об английской поэзии (Анкета журнала «Лондон мэгезин») / В. Рубин // Вопросы литературы. - 1962 - №12. - C. 159-161
Копировать