№7, 1957/От редакции

Специальный выпуск «Бертольт Брехт»

«Sinn und Form», ZweitesSonderheft «Bertolt Brecht», 1957, N 1, 2, 3, Brl, DDR.

Вышел в свет второй «Специальный выпуск Бертольт Брехт» журнала «Зинн унд форы». Первым выпуском «Бертольт Брехт» в 1949 году начался выход в свет этого журнала; тогда он отмечал крупное событие в культурной жизни немцев – возвращение из эмиграции талантливейшего немецкого драматурга, поэта, режиссера. Здесь были напечатаны три произведения Бертольта Брехта: впервые публиковавшаяся пьеса «Кавказский меловой круг», его важнейшая теоретическая работа «Маленький органон для театра», вторая книга романа «Дела господина Юлия Цезаря» (роман этот состоит из четырех книг; третья его книга опубликована в рецензируемом нами томе, первая и четвертая еще не появлялись в печати). В трех критических статьях первого выпуска подчеркивалась и раскрывалась главная особенность творчества Брехта – его народность. В условиях возникновения первого в истории Германии подлинно демократического государства активная творческая и политическая деятельность Брехта приобретала огромное значение.

Появление в нынешнем году второго выпуска «Бертольт Брехт» связано с печальным событием – смертью замечательного художника. Все в этом объемистом томе, от композиции до библиографии, тщательно продумано, выполнено с научной добросовестностью и любовью к Брехту.

Кроме произведений Брехта, в большей своей части издающихся впервые, в специальном выпуске напечатано около двадцати пяти статей, посвященных различным периодам и сторонам творчества Брехта, Это – исследования, раздумья, рассказы о Брехте, написанные в разные годы. В ряде работ сделаны попытки подвести итог, серьезно осмыслить почти сорокалетний творческий путь Брехта.

Наряду с немецкими авторами в специальном выпуске выступает со своими воспоминаниями французский прогрессивный журналист Владимир Познер, встречавшийся с Брехтом в Париже и навещавший его в Берлине, итальянский критик Паоло Чиарини со статьей «Лессинг и Брехт», деятель английского театра Джон Уиллет со статьей «Брехт в Англии». Здесь помещены очерк «Театральное искусство Брехта» деятеля американского театра Эрика Бентли, сотрудничавшего с Брехтом в годы его пребывания в Соединенных Штатах Америки, большая статья польского критика Анджея Вирта «О стереометрической структуре пьес Брехта», статья советского критика Ю. Юзовского «Бертольт Брехт и его «Добрый человек» (эта статья, как и «Воспоминания о юном Брехте» Бернгарда Райха – давнишнего друга и сотрудника Брехта, знакомы советскому читателю по журналу «Иностранная литература»).

Опубликованы отрывки из речи Иоганнеса Р. Бехера, произнесенной им на траурном вечере в театре «Берлинер ансамбль» 18 августа 1956 года. С коротким словом, посвященным памяти Брехта, выступает Анна Зегерс. О пребывании Брехта в Швейцарии рассказывает писатель Гюнтер Вайзенборн, соавтор Брехта по инсценировке «Матери» М. Горького.

Большие статьи написаны учениками Брехта: молодым режиссером Манфредом Веквертом («Поиски эстетической категории»), принимавшим участие в его постановках; молодым театроведом Кете Рюлике («Жизнь Галилея»), работавшей с Брехтом в течение нескольких лет.

В разделе «Голоса немецкой сцены на смерть Брехта» собраны короткие отклики деятелей немецкого театра; среди них – имена выдающихся режиссеров Вольфганга Лангхофа, Максима Валентина, Вальтера Фельзенштейна, Гейнца Гильперта, театрального художника Генриха Кильгера, художников Карла фон Аппена, Тео Отто и других.

Книга заключена короткими рассказами о Брехте рабочих сцены театра «Берлинский ансамбль».

Особого внимания заслуживает обширная библиография, тщательно составленная В. Нубелем, в которую включены произведения Брехта и работы о них на немецком языке, появившиеся в печати до декабря 1956 года. Здесь приводится не только библиографические данные, но и оглавление книги, описывается даже ее внешний вид. Эта немецкая библиография является частью интернациональной библиографии Брехта, над которой В. Нубель продолжает работать в Нью-Йорке.

Из неизвестных читателю произведений Брехта в сборнике печатаются пьесы «Прерванная карьера Артура Уи», «Четыре псалма», «Стихи из наследия», «История господина Койнера», теоретическая работа «О некоторых заблуждениях по поводу игры «Берлинского ансамбля» и другие.

Эти вещи написаны Брехтом в разное время, различны по жанру и стилю, но все они проникнуты интересными оригинальными мыслями, удивительно точно и кратко выраженными чрезвычайно взыскательным к себе художником. Как рассказывает Лион Фейхтвангер, Брехт был убежден, что каждое живое произведение продолжает расти, питаясь заложенной в нем силой, и изменяется в зависимости от воспринимающих его читателя или слушателя. Но Брехт никогда не полагался на однажды данную им произведению силу, он стремился умножить ее: «Давно изданные книги, пьесы, сыгранные бесчисленное множество раз, он все еще считал незавершенными, особенно те произведения, которые он любил более других; «Святую Иоанну боен», «Доброго человека из Сечуана», «Кавказский меловой круг», – он считал набросками».

Поэтому лишь после смерти драматурга увидела свет «Прерванная карьера Артура Уи», написанная им в 1941 году (под именем Артура Уи скрыт Гитлер, в общих чертах повторивший карьеру Уи).

Первой среди критических работ напечатана уже цитированная нами статья Л. Фейхтвангера. Это сделано не только из уважения к имени знаменитого романиста, друга и соавтора Брехта по многим произведениям, но и потому, что в короткой статье Л. Фейхтвангер показал многогранный творческий облик Брехта, в изящной и лаконичной форме раскрыл особенности его художественной манеры.

Подобно Шекспиру и Мольеру, отмечает Фейхтвангер, Брехт от рождения был подлинно театральным человеком, страстно любил работу «с живым материалом», с актером; «драматург дополнял в нем постановщика, постановщик – драматурга». Брехт был глубоко убежден в диалектичности всех искусств. Только поэтому они способны, полагал Брехт, отображать жизнь. Он верил – и доказывал это в своих работах, – что один и тот же характер, одну и ту же ситуацию можно изображать не только разными, но противоположными средствами, необычными и неожиданными и потому производящими особенно сильное впечатление на читателя или зрителя. Часто на репетициях он предлагал сотрудникам: «Попробуем разок сделать противоположное».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1957

Цитировать

Бражко, З. Специальный выпуск «Бертольт Брехт» / З. Бражко // Вопросы литературы. - 1957 - №7. - C. 227-232
Копировать