№7, 1957/От редакции

Специальный выпуск «Бертольт Брехт»

«Sinn und Form», ZweitesSonderheft «Bertolt Brecht», 1957, N 1, 2, 3, Brl, DDR.

Вышел в свет второй «Специальный выпуск Бертольт Брехт» журнала «Зинн унд форы». Первым выпуском «Бертольт Брехт» в 1949 году начался выход в свет этого журнала; тогда он отмечал крупное событие в культурной жизни немцев – возвращение из эмиграции талантливейшего немецкого драматурга, поэта, режиссера. Здесь были напечатаны три произведения Бертольта Брехта: впервые публиковавшаяся пьеса «Кавказский меловой круг», его важнейшая теоретическая работа «Маленький органон для театра», вторая книга романа «Дела господина Юлия Цезаря» (роман этот состоит из четырех книг; третья его книга опубликована в рецензируемом нами томе, первая и четвертая еще не появлялись в печати). В трех критических статьях первого выпуска подчеркивалась и раскрывалась главная особенность творчества Брехта – его народность. В условиях возникновения первого в истории Германии подлинно демократического государства активная творческая и политическая деятельность Брехта приобретала огромное значение.

Появление в нынешнем году второго выпуска «Бертольт Брехт» связано с печальным событием – смертью замечательного художника. Все в этом объемистом томе, от композиции до библиографии, тщательно продумано, выполнено с научной добросовестностью и любовью к Брехту.

Кроме произведений Брехта, в большей своей части издающихся впервые, в специальном выпуске напечатано около двадцати пяти статей, посвященных различным периодам и сторонам творчества Брехта, Это – исследования, раздумья, рассказы о Брехте, написанные в разные годы. В ряде работ сделаны попытки подвести итог, серьезно осмыслить почти сорокалетний творческий путь Брехта.

Наряду с немецкими авторами в специальном выпуске выступает со своими воспоминаниями французский прогрессивный журналист Владимир Познер, встречавшийся с Брехтом в Париже и навещавший его в Берлине, итальянский критик Паоло Чиарини со статьей «Лессинг и Брехт», деятель английского театра Джон Уиллет со статьей «Брехт в Англии». Здесь помещены очерк «Театральное искусство Брехта» деятеля американского театра Эрика Бентли, сотрудничавшего с Брехтом в годы его пребывания в Соединенных Штатах Америки, большая статья польского критика Анджея Вирта «О стереометрической структуре пьес Брехта», статья советского критика Ю. Юзовского «Бертольт Брехт и его «Добрый человек» (эта статья, как и «Воспоминания о юном Брехте» Бернгарда Райха – давнишнего друга и сотрудника Брехта, знакомы советскому читателю по журналу «Иностранная литература»).

Опубликованы отрывки из речи Иоганнеса Р. Бехера, произнесенной им на траурном вечере в театре «Берлинер ансамбль» 18 августа 1956 года. С коротким словом, посвященным памяти Брехта, выступает Анна Зегерс. О пребывании Брехта в Швейцарии рассказывает писатель Гюнтер Вайзенборн, соавтор Брехта по инсценировке «Матери» М. Горького.

Большие статьи написаны учениками Брехта: молодым режиссером Манфредом Веквертом («Поиски эстетической категории»), принимавшим участие в его постановках; молодым театроведом Кете Рюлике («Жизнь Галилея»), работавшей с Брехтом в течение нескольких лет.

В разделе «Голоса немецкой сцены на смерть Брехта» собраны короткие отклики деятелей немецкого театра; среди них – имена выдающихся режиссеров Вольфганга Лангхофа, Максима Валентина, Вальтера Фельзенштейна, Гейнца Гильперта, театрального художника Генриха Кильгера, художников Карла фон Аппена, Тео Отто и других.

Книга заключена короткими рассказами о Брехте рабочих сцены театра «Берлинский ансамбль».

Особого внимания заслуживает обширная библиография, тщательно составленная В. Нубелем, в которую включены произведения Брехта и работы о них на немецком языке, появившиеся в печати до декабря 1956 года. Здесь приводится не только библиографические данные, но и оглавление книги, описывается даже ее внешний вид. Эта немецкая библиография является частью интернациональной библиографии Брехта, над которой В. Нубель продолжает работать в Нью-Йорке.

Из неизвестных читателю произведений Брехта в сборнике печатаются пьесы «Прерванная карьера Артура Уи», «Четыре псалма», «Стихи из наследия», «История господина Койнера», теоретическая работа «О некоторых заблуждениях по поводу игры «Берлинского ансамбля» и другие.

Эти вещи написаны Брехтом в разное время, различны по жанру и стилю, но все они проникнуты интересными оригинальными мыслями, удивительно точно и кратко выраженными чрезвычайно взыскательным к себе художником. Как рассказывает Лион Фейхтвангер, Брехт был убежден, что каждое живое произведение продолжает расти, питаясь заложенной в нем силой, и изменяется в зависимости от воспринимающих его читателя или слушателя. Но Брехт никогда не полагался на однажды данную им произведению силу, он стремился умножить ее: «Давно изданные книги, пьесы, сыгранные бесчисленное множество раз, он все еще считал незавершенными, особенно те произведения, которые он любил более других; «Святую Иоанну боен», «Доброго человека из Сечуана», «Кавказский меловой круг», – он считал набросками».

Поэтому лишь после смерти драматурга увидела свет «Прерванная карьера Артура Уи», написанная им в 1941 году (под именем Артура Уи скрыт Гитлер, в общих чертах повторивший карьеру Уи).

Первой среди критических работ напечатана уже цитированная нами статья Л. Фейхтвангера. Это сделано не только из уважения к имени знаменитого романиста, друга и соавтора Брехта по многим произведениям, но и потому, что в короткой статье Л. Фейхтвангер показал многогранный творческий облик Брехта, в изящной и лаконичной форме раскрыл особенности его художественной манеры.

Подобно Шекспиру и Мольеру, отмечает Фейхтвангер, Брехт от рождения был подлинно театральным человеком, страстно любил работу «с живым материалом», с актером; «драматург дополнял в нем постановщика, постановщик – драматурга». Брехт был глубоко убежден в диалектичности всех искусств. Только поэтому они способны, полагал Брехт, отображать жизнь. Он верил – и доказывал это в своих работах, – что один и тот же характер, одну и ту же ситуацию можно изображать не только разными, но противоположными средствами, необычными и неожиданными и потому производящими особенно сильное впечатление на читателя или зрителя. Часто на репетициях он предлагал сотрудникам: «Попробуем разок сделать противоположное». Именно такой опыт, по мнению Л. Фейхтвангера, не раз приносил ему большой успех. Кроме того, этот опыт рожден его общетеоретическим принципом, эффектом отчуждения», ставшим основой «эпического театра».

Л. Фейхтвангер в своей статье указал еще на одну замечательную особенность Брехта-художника: «Он не верил в «настроение», во вдохновение, которого подолгу дожидаются иные художники. Он верил в эксперимент. Он неустанно работал, терпеливо искал; ошибаясь, не терял бодрости, снова искал.

Цитировать

Бражко, З. Специальный выпуск «Бертольт Брехт» / З. Бражко // Вопросы литературы. - 1957 - №7. - C. 227-232
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке