№11, 1958/Обзоры и рецензии

Современная французская литература в кривом зеркале

Pierre Brodin, Presences contemporaines, Litterature; t. I, 1956, 480 p. t. 11, 1955, 425 p. t. III, 1957,316 p. Paris. Nouvelles editions Debresse.

В 1957 году в Париже вышла в свет книга литературоведа Пьера Бродена «Основные направления и темы современной французской литературы», представляющая собой третий, завершающий том большого исследования; два предыдущих тома работы П. Бродена, изданные в 1955 и 1956 годах, состояли из отдельных монографических глав-очерков о французских писателях XX века.

Три объемистых тома книги Бродена содержат большой фактический материал; они дают немало сведений из истории художественной литературы Франции за период с 1919 года до середины 50-х годов; читатель найдет здесь и биографии почти пятидесяти писателей, и тщательно составленную библиографию произведений каждого из них, и довольно подробное изложение содержания их произведений, и полезные факты из истории возникновения и жизнедеятельности ряда литературных групп, школ, направлений, журналов. В этом смысле труд французского литературоведа имеет определенную положительную ценность как своего рода свод разнообразных фактических сведений, как историко-литературный справочник.

Однако это пособие не дает, к сожалению, сколько-нибудь полной и правильной картины состояния и развития французской литературы нашего века. Пьер Броден рассматривает – за редкими исключениями – только буржуазную, реакционную литературу, стремясь выдать ее за всю французскую литературу. И операцию эту автор проделывает под лозунгом максимальной объективности.

Чуть ли не каждая страница рецензируемого труда представляет собой сочетание двух несовместимых, на первый взгляд, вещей: тщательно подчеркиваемого, поминутно выставляемого напоказ авторского беспристрастия в оценках, этакой полнейшей научной самоотрешенности – и стыдливо скрываемой, но явно прорывающейся наружу авторской тенденциозности. Но читаешь страницу за страницей, главу за главой – и начинаешь понимать, что взглядам автора на литературный процесс в целом и на каждый частный факт литературы в отдельности трудно отказать в своеобразной цельности и последовательности. Ибо авторское «бесстрастие» и «беспристрастие» – это здесь не что иное, как благожелательная снисходительность, зачастую переходящая в полное сочувствие – ко всем и всяким проявлениям общественной и литературной реакции, а авторская пристрастность и тенденциозность – это глухая враждебность ко всему прогрессивному. Обо всем этом, столь обычном для литературоведа буржуазного толка, «комплексе необъективности», может быть, и не стоило бы говорить слишком подробно, если бы работа Бродена не имела далеко идущих целей – дать обзор всей французской литературы XX века. К тому же на столь обширном материале очень удобно поближе познакомиться с некоторыми приметами методологии, во многом характерной и для других буржуазных критиков и литературоведов в современной Франции.

Во введении к третьему тому Броден пишет: «Мы считаем, – да не прогневаются некоторые критики, – что значительные писатели и значительные произведения имеются и в правом лагере и в левом, и даже в центре, и надеемся показать это в главах, предлагаемых вниманию читателя» (т. III, стр. 12). Но в том-то и беда, что во всех трех томах автор стремится показать нечто совсем другое, а именно – что значительные произведения создаются только в правом лагере (ну, и в «центре», если хотите!), а в рядах левых, демократических литераторов сколько-нибудь значительное произведение может появиться только вопреки прогрессивным взглядам его автора. «Можно сказать, что в литературе, как и в области финансов (!?), большинство французов находится справа» (стр. 25). С другой стороны (или, пожалуй, все с той же самой стороны), Бродену кажется, что все лучшее в «коммунистической» литературе связано с сюрреализмом, с вычурностью стиля, с бунтом против морали или просто с талантом – и это лучшее «не очень многим обязано марксистской идеологии» (стр. 267).

Все это пока еще область деклараций. Обратимся к тем главам, где Броден старается на конкретном литературном материале доказать свои тезисы. Впрочем, достаточно взглянуть на содержание каждого тома, чтобы убедиться в удивительном факте: в работе Бродена не нашлось места для анализа творчества ни Ромена Роллана, ни Анри Барбюса, ни Жан-Ришара Блока. Нет очерков ни, скажем, об Эжене Даби, ни о поэзии Гийевика, ни о юмористике Жоржа Куртелина, ни о социальном романе Филиппа Эрриа. Зато с необычайной щедростью предоставлено место монографическим очеркам о Марселе Жуандо, Жорже Бернаносе, Жане Жионо, Анри Монтерлане, Андре Бретоне, АрманеСалакру, Анри Мишо, Жюльене Грине, Раймоне Кено, Репе Шаре, Поле Моране, Альбере Камю, Жане Полане и многих других литераторах «справа», а в обзорных главах с восторгом говорится о серых опусах Ромена Гари, о «чисто психологических» романах фашистского прихвостня Люсьена Ребате, о бредовых экзерсисах Самюэля Беккета и т. п.

Правда, есть у Пьера Бродена отдельные очерки, посвященные Арагону, Полю Элюару; есть главы об Антуане де Септ-Экзюпери, о Роже Мартен дю Таре, о Жаке Превере, Но облик этих писателей предстает перед читателем в искаженном виде. Приведем некоторые примеры.

Так, довольно подробно останавливаясь на раннем, сюрреалистском периоде творчества Луи Арагона, критик затем пренебрежительно отзывается о многих последующих вещах Арагона, трактуя их как «пропагандистские». Знаменитая арагоновская «Баллада о том, кто пел под пыткой», проникнутая благороднейшим патриотизмом, одна из вершин французской гражданской лирики, эта поэма для Бродена – всего лишь «стихи на случай», которые он противопоставляет любовной лирике Арагона (т. 1,стр. 192). Броден искусственно разрывает единое творчество писателя на две части, в одной из которых оказываются «чисто политические стихи» (это, так сказать, «плохая часть»), а в другой – «прелестные куплеты о любви и весне» (там же).

В главе об Элюаре также делается попытка объявить политическую лирику Элюара, его поэзию борьбы и светлого оптимизма, поэзию гнева и мудрых философских раздумий – ниже «качеством» по сравнению с его интимно-лирическими стихами (стр. 120).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №11, 1958

Цитировать

Ваксмахер, М. Современная французская литература в кривом зеркале / М. Ваксмахер // Вопросы литературы. - 1958 - №11. - C. 232-236
Копировать