№6, 1962/Коротко о книгах

Современная болгарская драма

Любомир Тевев, Драматургия и съвременност, Издателство «Български пнсател», София, 1961, 232 стр.

Новая книга известного болгарского театрального критика Любомира Тенева открывается этюдом о героическом как эстетической категории. «Героическое начало, – пишет автор, – это не выдумка поэтов. Это отражение героической действительности, верно понятого времен ни, каково наше».

Действительно, и главное направление, и самые большие успехи болгарской драматургии после 9 сентября 1944 года связаны с изображением народного героизма в социалистической революции. Любомир Тенев с самого начала верно и интересно наметил главные координаты своего труда.

В болгарской драматургии делались попытки изобразить подвиг народа в романтически приподнятом тоне, прибегая к гиперболам (Разцветников, Красинский, Петканова), но большая часть драматургов ищет иных средств в трактовке героического. Обобщая свои наблюдения, автор книги пишет, что героический пафос нашего времени чужд всякой риторике. Герой болгарской драмы трезво понимает законы организованной борьбы, он далек от представления о подвиге как «красивой жертве». В этом плане анализируются пьесы Кр. Кюлявкова («Борьба продолжается»), Генова, Аржентинского, Рязора и др. Подробно останавливается Л. Тенев на пьесах К. Зидарова («Милосердие царя»), О. Василева («Счастье») и Л. Стрелкова («Разведка»).

В конце этого раздела Л. Тенев анализирует и пьесу поэта Ивана Пейчева «Каждый осенний вечер». Она была в центре дискуссии во время национального смотра болгарского театра и драмы в 1959 году. При всем разнообразии мнений и оценок, единодушно было признано, что пьеса Пейчева принадлежит к интереснейшим явлениям болгарской драматургии последних лет. В книге Л. Тенева нельзя не заметить противоречия между анализом и оценкой «Каждого осеннего вечера». Критик подходит к пьесе с требованиями классической драматургии, он укоряет Пейчева за несоответствие между внешними обстоятельствами и характерами, за пренебрежение к интриге и чрезмерную склонность к афоризмам, за то, что слишком сгущена ностальгическая атмосфера, и т. д. Аргументация хорошо обдумана, примеров приводится много.

Цитировать

Тотев, П. Современная болгарская драма / П. Тотев // Вопросы литературы. - 1962 - №6. - C. 234-235
Копировать