Снова о романтике
И. М. Дубровина, Романтика в искусстве, «Искусство», М. 1907, 102 стр.
«В Литературном институте на экзамене одного аварца спросили: какая разница между реализмом и романтизмом? Книг на эту тему аварец, должно быть, не читал, а отвечать было надо. Он подумал и так ответил профессору:
– Реализм – это когда орлом мы называем орла, а романтизм – это когда орлом называем петуха».
Добряк-профессор, рассмеявшись, как об этом свидетельствует автор сей притчи Расул Гамзатов, поставил аварцу зачет. И правильно сделал. Быть может, земляк Гамзатова как раз и читал многочисленные статьи под такими заголовками: «В романтическом ключе», «Романтика человечности» и т.д. – статьи, каждая из которых предлагает собственное, порой весьма противоречивое толкование романтики. Ну, а говоря серьезно, надо признать, что проблема романтики, одна из важнейших эстетических проблем, разработана в нашем литературоведении далеко не достаточно.
Было время, когда романтика рассматривалась прежде всего как чистое воплощение мечты, когда раздавались требования «романтизировать» советского человека, «возвышая» его над действительностью. Была и другая крайность (она встречается и сейчас) – попытка утвердить полное слияние идеала и действительности, романтики и реальности, попытка, приравнивающая, по сути дела, романтику к лакировке жизни.
Вернуть романтике принадлежащее ей по закону право на мечту, на вдохновение, не лишая ее в то же время жизнестойкости, опоры на реальную жизнь, – в этом направлении работают многие современные критики.
Недавно вышла в свет небольшая книжечка И. Дубровиной «Романтика в. искусстве», написанная живо, увлекательно, в форме беседы с читателем.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.