№4, 1968/Обзоры и рецензии

В ногу со временем

В. В. Ивашева, Английская литература. XX век, «Просвещение», М. 1967, 476 стр.

По богатству и свежести материала книга В. Ивашевой займет первое место среди работ, посвященных современной английской литературе. Столь полного и всестороннего обзора ее разнообразных явлений в нашей критической литературе еще не было. Обычно в трудах такого рода главное к внимание уделяется роману, этому, и можно сказать, традиционному жанру, английской литературы. В. Ивашева включила в книгу не только драму, но, что особенно примечательно, и поэзию XX века. О зарубежной поэзии нынешнего столетия у нас вообще еще мало написано. Главы книги В. Ивашевой восполняют этот пробел в часта, касающейся английской литературы.

Еще одно достоинство работы, заслуживающее быть специально отмеченным, – подробное рассмотрение новейших явлений. Обычно в литературоведческих исследованиях говорится о том, что уже устоялось. Соответственно в обзорах английской литературы подробно освещают творчество корифеев XX века – Шоу, Уэллса, Голсуорси. Остальные же авторы рассматриваются бегло, а иные и вовсе исключаются. Так было в моей книге по истории английской литературы (1956), так обстояло и в третьем томе академической «Истории английской литературы» (1958), вообще говоря довольно полном, но в некоторых отношениях произвольно оценивавшем значение тех или иных писателей в литературе XX века. С тех пор прошло около десяти лет, и за это время мы многому научились.

В. Ивашева как бы все ставит на свои места. Полное почтение оказано классике, но никакого ущерба современности от этого нет. В книге соблюдены необходимые пропорции, а это весьма важно для того, чтобы литературный процесс предстал перед читателем именно таким, каким он был на самом деле, а не таким, каким хотелось бы увидеть его критику. Что греха таить, такого рода «волюнтаризм» имел место в нашем литературоведении и еще не совсем изжит до сих пор, особенно в учебной литературе.

Книга В. Ивашевой свободна от такой предвзятости. Если писатель занял видное место в литературе XX века, ему, отведено в книге то место, какое он завоевал, как бы ни оценивала В. Ивашева идейный смысл его творчества. Объективность, таким образом, составляет важнейшую особенность ее труда. Но объективность как справедливое представление места писателя в литературном процессе неравнозначна объективизму как отказу от оценок идеологии и художественных особенностей писателей с определенных позиций. У В. Ивашевой есть свой круг критериев, неуклонно применяемых ею для оценки писателей.

В. Ивашева рассматривает больших и малых писателей Англии нашего столетия в связи с важнейшими событиями эпохи – Октябрьской революцией, кризисом капитализма в 20 – 30-е годы, фашистской агрессией, проблемами войны и социального развития, крахом британского колониализма.

Автора интересует не только социальная проблематика английской литературы. Пожалуй, впервые мы получаем такой развернутый обзор художественных направлений английской литературы XX века. Характерно уже то, что В. Ивашева не ограничивается рассмотрением исключительно реалистических тенденций и не трактует произведения, не принадлежащие к этой линии развития, как нечто стоящее за пределами искусства. Порывая с этой концепцией, В. Ивашева начинает книгу разделом о модернизме 20-х годов, посвящая отдельные главы Д. -Г. Лоуренсу, О. Хаксли, В. Вульф, Д. Джойсу, поэтам-имажинистам и Т. -С. Элиоту. Таким зачином всему изложению литературного процесса в Англии XX века придается совершенно новый характер.

Это не означает, что В. Ивашева недооценивает значение реализма в английской литературе нашего века. Отнюдь нет. Как писатели поколения, предшествовавшего первой мировой войне (Шоу, Уэллс, Голсуорси), так и новое поколение реалистов (Олдингтон, Кронин, Пристли) получают подробное освещение под пером критика, и читателю нетрудно увидеть, на чьей стороне эстетические симпатии автора.

Книга разделена на две части. Первая посвящена литературе между, двумя мировыми войнами и завершается кратким обзором того, что появилось во время войны. Вторая часть целиком отдана последнему двадцатилетию. Материал первой части в основном известен. Здесь новаторство заключается в характере освещения фактов. Вторая часть, занимающая больше половины книги, содержит материал, по преимуществу новый для читателей. Об этих явлениях, правда, уже писали в периодической печати; существуют и предисловия к отдельным переводам современных английских авторов, но в целом картина современной английской литературы предстает перед читателем впервые.

В. Ивашева пишет о философском романе-, отражающем концепцию; экзистенциализма (А. Мердок, К. Уилсон, Э. Уилсон, У. Голдинг), о таких видных прозаиках, как Ч. -П. Сноу, Грэм Грин и Эвелин Во, о писателях «рассерженной молодежи» (К. Эмис, Д. Уэйн, Д. Брейн), о «рабочем романе» наших дней (А. Силлитоу, С. Чаплин, С. Барстоу и др.), о драматургии Осборна, Уэскера, Делени, Виэна, о театре «абсурда», о писателях, следующих в своем творчестве принципам социалистического реализма (Д. Линдсей, Д. Ламберт и др.), об антиколониалистском романе, – и здесь она рассматривает не только нашего старого знакомца Д. Олдриджа, но и новых авторов, открытых для нас именно ею, – В. Дэвидсона, Н. Льюиса, Д. Стюарта и некоторых других. Уже одно это перечисление показывает, что мы получили богатейший обзор действительно современной литературы. Хотелось бы иметь такие же книги по литературам Франции, США, Италии, ФРГ, да и по другим странам.

Ценность книги не только в богатстве охваченного ею материала, но и в стремлении автора рассмотреть факты новейшей литературы во всей ее сложности и противоречивости. В. Ивашева внимательна к вопросам современной художественной формы. Она касается И своеобразия композиции новейших английских романов, и проблем стиля прозы и поэтики стиха. В этом плане хочется отметить главу о Джойсе, и в частности анализ словотворчества ирландского писателя. Жаль, однако, что не развернута характеристика имажинизма в поэзия 20-х годов. Существенным пробелом является отсутствие раздела о поэзии 30-х годов (У. Оден, С. Спендер, С. Дэй Льюис), пробел тем более заметный, что в книге есть глава об английской поэзии 1945 – 1965 годов.

В рецензии общего характера нет возможности коснуться трактовки отдельных писателей. Некоторые характеристики В. Ивашевой можно было бы оспорить. Расхождения в оценках естественны для критиков, работающих в одной области. Я рассчитываю изложить свои взгляды на современную английскую литературу в новом издании моей книги. Здесь же мне хочется отметить, что исследование В. Ивашевой должно привлечь внимание не только специалистов и учащихся, но также широких кругов читателей, интересующихся современным литературным развитием. Написанная живо и ясно, книга читается с большим интересом. В ней нет длиннот. Скорее наоборот, местами хотелось бы, чтобы автор о некоторых явлениях написал подробнее. Промахи, недочеты, отдельные пробелы в работе такого рода естественны. Они не мешают главному – ощущению того, что автор ввел нас в быстротекущий, бурный литературный процесс. Можно только порадоваться тому, что В. Ивашева уловила главные течения нынешнего дня. Автор проявил чуткость, горячий интерес ко всему новому. Жадное желание не упустить ничего, идти в ногу со временем чувствуется во всей книге.

Цитировать

Аникст, А. В ногу со временем / А. Аникст // Вопросы литературы. - 1968 - №4. - C. 225-226
Копировать