№1, 1962/На темы современности

Служить правде

Мы, советские писатели, знаем, что правда, идейность, высокое мастерство неразрывно связаны между собой. Это всеобщий закон искусства, и с особой силой он проявляется в социалистическом реализме.

В Программе КПСС, этом всеобъемлющем документе нашей жизни, подчеркивается, что перед советскими художниками открыт широкий простор для развития творческой инициативы, высокого мастерства, многообразия форм, стилей и жанров.

Но все это должно служить правде. Наши произведения должны быть частицей чего-то большого, большой жизни. В них, как в капле воды, должна отражаться настоящая действительность, они должны быть достоверными.

Советская литература призвана воспитывать людей, отвечать на трудные вопросы, которые возникают перед каждым из нас, показать красоту нашей жизни, нашей борьбы, вдохновлять на подвиги, раскрывать перспективы нашего развития.

Сегодня это особенно важно. И не случайно среди задач литературы в Программе нашей партии на первый план выдвинуты задачи воспитательные.

Программа рисует облик нового человека, члена будущего коммунистического общества. Мы, писатели, знаем: сколько людей – столько характеров, близких и далеких друг от друга по индивидуальным особенностям. И формирование их, отвечающее высоким требованиям Программы, – дело не одного года, тем более, что мы живем в очень сложное время, когда продолжают проникать в среду молодежи чуждые нам буржуазные нравы. Конечно, это не массовая болезнь, но и закрывать на это глаза нельзя. Будущее принадлежит молодости, принадлежит коммунистической морали. Уже теперь повсеместно рождаются бригады, предприятия коммунистического труда. Это в основном молодежь.

Много лет я дружу с прославленным нефтяником моря Акифом Джафаровым. На моих глазах он рос, я был свидетелем его трудовых подвигов, свидетелем того, как он стал Героем Социалистического Труда. Но в моем же любимом городе, да и не только в нем, но и в Москве, и в других городах я встречаю ребят, о которых спотыкаешься, как о камень на дороге. Нарочито уродливая стриженая челка, брюки – словно рейтузы; деревянной походкой прохаживаются эти молодцы по улице, бессмысленно-наглым взглядом провожая девушек. Такие ребята ходят маленькими стадами. Среди них попадаются и девушки, накрашенные и перекрашенные, в ультрамодных одеждах, в которых нарушены все пропорции красоты… Эти молодые люди подражают броским снимкам заграничных иллюстрированных журналов, где стриптиз – истерический крик, единственное, что способно привлечь пресытившееся внимание. Вот почему я говорю, что спотыкаюсь о таких людей. Я не против узких брюк и новых мод. Я за красоту. А красота – это пропорция, изящество, благородство форм. Красота – это и одухотворенность, богатство внутреннего мира.

На художественных выставках мне приходилось видеть картины нарочито-угловатые, в мрачных коричневато-серых тонах… Какие идеи, какую радость несут они, как могут облагородить человека, подымать его, воспитывать в нем художника?

Бывает и иное: красота чисто внешняя, этакая нарочитая «первозданность». Недавно в одном из массовых наших журналов я прочитал рассказ уважаемого мною писателя. Героиня – «дитя природы», красивое, стройное, загорелое и… бездумное. Со смаком, Даже с некоторым вожделением описывает ее автор. Но к чему стремится она, какие у нее идеалы, каков ее духовный мир, есть ли в ее облике хоть малейшие черты, по которым могли бы мы узнать нашего современника? И сам автор никуда не зовет свою героиню. Мы вспоминаем, лишь ее загар, стройную фигуру и то, как, обнявшись с парнем, она спрашивает у него, может ли он дать ей счастье. Но здесь это высокое слово не содержит в себе и намека на подлинную красоту человеческих чувств.

Цитировать

Сеидбейли, Г. Служить правде / Г. Сеидбейли // Вопросы литературы. - 1962 - №1. - C. 14-18
Копировать