№7, 1986/Жизнь. Искусство. Критика

Служение правде

Ныне, когда думаешь о долге писателя, о путях развития литературы, о собственном творчестве, неизменно обращаешься к тому, что происходит в стране, что ежедневно узнаем мы, раскрывая газеты, включая программу «Время», что определено XXVII съездом партии, его решениями. И касаются эти решения не только судеб нашей страны, ускорения технического прогресса, перестройки хозяйства, более дальновидной и продуманной социальной политики. Речь идет о судьбах планеты и человека на ней. Мы живем в ответственный, опасный и грозный момент истории человечества, вызванный как реальной угрозой ядерной войны, так и тяжелой экологической ситуацией во всем мире, которая порождена безответственностью, духовной непрозорливостью людей.

В решениях съезда, во всей последующей практической работе партии и правительства учитываются все эти насущные проблемы. Они имеют непосредственное отношение к литературе, ибо все обращено здесь к человеку, нацелено на воспитание активного сознания.

Невольно стараешься соотнести свою работу с напряженной повседневной жизнью страны. Вспоминаешь дни съезда, его атмосферу, ощущение свежего ветра, обновляющего жизнь…

Мне было оказано большое доверие коммунистами Башкирии: я избирался делегатом девяти партийных съездов, начиная с XIX, был свидетелем и участником многих больших перемен в жизни нашего государства, принесших успехи и отмеченных промахами.

Нам, делегатам XXVII съезда партии, предстояло принять решения, которые определят пути развития страны до рубежей нового тысячелетия. В мире ныне все так тесно связано между собой, что каждый значительный шаг любой страны не может не повлиять на политическую атмосферу и климат на всей планете. Наши решения, наши практические дела, рассчитанные на мирное созидание – для блага Родины и советского человека, – становятся надеждой и опорой людей, живущих в других, далеких и близких, краях. Наши намерения и действия – все это на глазах у народов и стран.

В старину говорили: «Косу отбивают днем, кинжал точат ночью». Все свершения наши осуществляются при свете дня, и мы предлагаем другим покончить с ночным ремеслом – тем, кто еще не расстался с ним. В деятельности нашей партии гармонично сочетаются планы мирного строительства у нас в стране с конкретными мирными инициативами и программами в международной политике. Наше социалистическое Отечество берет на себя огромную ответственность за судьбу человечества.

Доля этой ответственности падает на каждого из нас – его граждан.

Начинается воистину новое великое наступление в социалистическом строительстве. Мы убеждены: оно увенчается победой. Но предстоит еще долгая и упорная борьба с бесхозяйственностью, равнодушием, бюрократизмом, собственническими тенденциями… Отрадно видеть и чувствовать, с какой внутренней мобилизованностью, подлинным воодушевлением встречены тружениками страны решения съезда, как эти решения начинают обретать реальную силу, превращаться в деяния.

Да, будет нелегко, непросто, немало препон еще предстоит смести…

Съезд в моем понимании – это обоюдный отчет партии и народа. Будем помнить, что все успехи и победы – общие. А если допущены промахи, серьезные недостатки, тогда тоже спрос и со всех нас – всего народа: немало у нас и расхлябанности, и инертности, и нерадивости… Но движущей духовной, нравственной: силой общества являются такие факторы, такие высокие понятия, как трудовая честь и революционная гордость всего нашего многонационального советского народа. Как литератор я свою задачу вижу в том, чтобы помочь постоянному проявлению и активизации этой созидательной энергии.

Более полувека я работаю в литературе. Как преобразилась за эти годы наша страна, сколько событий в жизни народа, коренным образом изменивших его судьбу, какой невиданный героизм проявил он в годы строительства и в годы войны, как драматична его история! Но все это исполненное противоречий пятидесятилетие предстает как единая эпоха – эпоха социалистического строительства. Единая, несмотря на невероятные трудности, а порой – и тяжкие ошибки. Единая эпоха – это единая судьба народа. Радость и боль, победы и потери, взлеты и ошибки – все это принадлежит прожитому времени. Задним числом расчленить его, конечно, легко. Но, к сожалению, только задним числом.

Мы помним о великих свершениях эпохи, которая исчисляется не минутами, не часами, а тем, каковы ее социальная основа, социальные интересы, которые она выражает. Началась эта эпоха в октябре 1917, и нельзя сказать, что сразу и во всем она, ее принципы утвердились. Я сам был свидетелем уклада жизни, который уходил в прошлое или менялся в своей основе. Но и утверждая новое, мы были связаны с тем, что в этом укладе было выработано веками народной жизни. Всю полноту этих связей тогда, в период коренной ломки, нелегко было увидеть, гораздо лучше мы осознаем это теперь, по прошествии лет.

Жизнь движется стремительно, в эпоху научно-технического прогресса ускорение – один из основных ее принципов.

Эти принципы не следует прямолинейно переносить на искусство, литературу. Здесь с гораздо большей силой и непосредственностью действуют законы преемственности, усвоения и творческой переработки всех ценностей, накопленных нашими предшественниками, И это вовсе не противоречит положению о теснейшей связи литературы, искусства с жизнью народа, с нашей современностью: чем глубже художник осваивает предшествующий опыт, тем смелее творит новое в искусстве, тем больше сможет отдать настоящему. Потому что глубинная сущность искусства, литературы на протяжении веков остается единой: приобщение к духовным ценностям, нравственная высота, вечные идеалы правды, социальной справедливости, внутренней свободы человека…

Литературу, как и человека, объяснить до конца невозможно. Если бы это удалось, было бы даже скучно. Но, к счастью, истина в последней инстанции здесь невозможна, ибо человек развивается непрерывно, вместе с движением жизни (как и сама исследующая его литература). И, не в силах объять человека в целом, мы стремимся средствами искусства познать хотя бы частицы его сущности. Каковы эти средстве? У каждого пишущего -свои.

У Габдуллы Тукая есть совсем маленькое детское стихотворение – «Гали и коза».

Наш Гали очень дружен с козой.

Вот коза смотрит в окно,

Гали ее – травою угощает.

Коза благодарит: трясет бородой.

 

Цитировать

Карим, М. Служение правде / М. Карим // Вопросы литературы. - 1986 - №7. - C. 3-12
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке