№2, 1976/Хроники

Слушать музыку пятилеток. Беседу вел А. Медников

– Геннадий Владимирович, мы не раз с вами беседовали о делах строителей. Но предмет нашего сегодняшнего разговора шире…

Я знаю, что вы любите литературу, у вас дома хорошая библиотека, и особенно интересуетесь литературой современной, обращенной к большим проблемам и заботам народной жизни. Не случайно вы член постоянного общественного жюри Конкурса ВЦСПС и Союза писателей СССР на лучшее произведение художественной прозы о современном рабочем классе. И тема этой нашей беседы – жизнь и литература, место, которое занимает литература в духовном мире современника…

– Это очень большая тема. Может быть, есть смысл как-то ограничить ее, взять какую-то одну сторону. Мне кажется, что нам лучше всего поговорить о том, что наиболее близко и интересно мне как строителю, а вам как писателю, а именно – современный рабочий класс и литература. Впрочем, и это большая, многоплановая задача, так что и здесь мы не сможем охватить всего.

– Естественно… А начнем мы, пожалуй, вот с чего – с проблем социалистического соревнования. Потому что здесь особенно явственно проступают те стимулы – духовные и материальные, – которые многое определяют в жизни и работе нашего современника. Мы знакомы с вами целую пятилетку, а это немало. Бывали вместе на строительных площадках, я хорошо знаю ваших ближайших учеников, выходцев из вашей бригады: Героя Социалистического Труда В. Копелева, заслуженных строителей РСФСР А. Авилова, А. Суровцева и других. Их труд немыслим без соревнования. Показывая в художественных произведениях современную рабочую жизнь, писатели, я уверен в этом, обязаны пристально всматриваться во все те жизненные процессы становления личности современного рабочего, которые связаны с соревнованием в нашем обществе зрелого социализма.

Ленинская идея соревнования давно стала не только могучей производительной, но и нравственной силой. Вот и сейчас советские люди встречают XXV съезд нашей партии на мощной волне всенародного социалистического соревнования, которая охватывает все сферы нашей созидательной деятельности и приносит великолепные результаты.

– Я охотно поддержу эту тему. Не так давно мне пришлось участвовать в одном собеседовании за «круглым столом», где речь шла о социалистическом соревновании и отражении его в литературе. Говорили о новых починах, которые рождаются соревнованием в рабочей среде, развиваются, углубляются. А иногда и быстро умирают. Случается и такое.

Некоторые товарищи, работники промышленности, приглашенные на это совещание, как-то кисловато, вяло говорили о соревновании, что меня, признаться, удивило. Я тогда выступил и сказал, что соревнование – это живое, развивающееся дело, у которого есть славные традиции. Дело это творческое и полезное. А если где-то и не умеют по-настоящему организовать соревнование, подходят к нему формально, без души, не творчески, то из этого вовсе не следует делать поспешных выводов.

Я знаю по многолетнему опыту нашего домостроительного комбината, где трудятся тысячи рабочих, по опыту всех строителей Москвы, а это двухсоттысячная армия, что система поощрений, гласного подведения итогов, наглядность соревнования – это большая сила.

– Это верно. Как писатель, вот уже тридцать лет ездящий по стране, я наблюдал сотни убедительнейших примеров того, как на заводах, на стройках, в шахтах, на нефтепромыслах рабочие с огромной охотой втягивались в соревнование, когда оно проводилось не «для галочки», когда ход его постоянно освещался, итоги по-настоящему анализировались и оценивались. А что может быть нагляднее возведенных домов, заводов, промыслов, что более вещественно представляет на земле плоды труда и соревнования! А как важно то чувство удовлетворения и радости, которое приносит людям соревнование, дух подлинно рабочего энтузиазма.

– У нас в строительстве это особенно заметно. Работают рядом две бригады на однотипных домах. Тут не надо ждать конца месяца, квартала, чтобы подвести итоги. Рабочие сами каждый день видят, как у кого идет дело, кто сколько успел поднять в небо этажей. Динамика этого соревнования волнует людей, возбуждает приток сил, энергии. И не материальные поощрения тут главное, а вот это удовлетворение, удовольствие, не побоюсь сказать – творческий энтузиазм, которые рождены сознанием того, что ты так хорошо сработал, показал «класс», вышел вперед и дал наглядный пример другим.

Вспоминаю замечательную книгу Юрия Крымова «Танкер «Дербент». Образ механика Басова. Книга вышла давно, а все еще помнится. Потому что там правдиво, с очень хорошим знанием жизни, изображаются рабочая среда, будни, труд, освещенные огнем соревнования. В этой борьбе вырастают и закаляются люди. В конечном счете, что же формирует характеры, как не труд, отношение к нему, я имею в виду наше коммунистическое отношение?

И все это прямо связано с классовым самосознанием нашего рабочего человека, его идейностью и дисциплинированностью, его влюбленностью в свой труд и стремлением сделать свое дело как можно лучше, помочь товарищу, бригаде, стройке, где человек труда чувствует себя хозяином.

«Танкер «Дербент» – это книга моей юности. Тема соревнования, естественно, проходит через многие романы, повести, рассказы, написанные в наши дни и посвященные нашим современникам, сегодняшним рабочим. Я имею в виду книги Б. Полевого, В. Кожевникова, В. Липатова, А. Рекемчука и др. Особенно мне нравится, как пишет о людях труда, о соревновании В. Попов. В его романах «Обретешь в бою», «И это называется будни…» речь идет о горячем, напряженном, красивом труде в металлургическом производстве.

Мне кажется, что когда мы говорим о соревновании, то это надо понимать более широко, видеть глубинные пласты. Ведь очень часто всякого рода производственные коллизии и конфликты возникают не столько на технологической основе, сколько на морально-психологической. Сплошь и рядом за техническими идеями мы обнаруживаем различные гражданские позиции, различное отношение к жизни, к людям.

– Это верно. Кстати, нельзя упускать из виду, что соревнуются у нас не только рабочие. И инженеры, ученые, проектные, научно-исследовательские институты.

И вы точно заметили, что соревнование идет на новых уровнях, захватывающих сферу интеллектуально-творческую. Пусть порою разрешение тех или иных сложных проблем, конфликтов и не называется впрямую соревнованием, что из того? Важно, что это соревнование по существу, и жизненные эти процессы во всей их сложности близки и интересны нашей литературе.

– А кроме того, у нас существуют уже цехи, стройки, где на рабочих местах стоит много людей с высшим образованием. Ведь современное производство все чаще требует от рабочего не только хороших трудовых навыков, но и всесторонних, в том числе и инженерных, знаний.

Не могу, однако, удержаться и от одного критического замечания. Иной раз наблюдаешь и надуманные формы соревнования. Например, на нашем комбинате соревнуются служащие различных отделов. Скажем, планового с производственным. Но у них разные функции. Трудно в каких-то цифрах, показателях сопоставить их работу. И тем не менее им вручаются вымпелы, объявляются победители. Носит это формальный характер. Таково мое мнение.

– Должно быть, вы правы. Но вернемся к разговору о качественно новых формах соревнования. Ведь это так важно для всех писателей, которые пристально всматриваются в рабочую жизнь, аналитически подходят к проблемам современности.

– Это новые, качественно новые формы соревнования – они и вырастают из нашего теперешнего особого внимания к качеству труда. Качество – это сейчас очень популярное слово. Как известно, десятая пятилетка будет пятилеткой качества, эффективного, высокопроизводительного труда. Но и в ходе девятой пятилетки уже вызревали в производстве, в нашем общественном сознании эти новые тенденции.

Возьмите наш комбинат. Основные критерии при подведении итогов соревнования – качественные! Кто у нас сейчас особенно славен в рабочей среде? Люди, которые берут не только числом, но и умением работать с высокими параметрами качества. Это бригадиры – Анатолий Суровцев, другой Анатолий – Авилов, Владимир Копелев. В дни празднования 58-й годовщины Октября бригадир строителей Владимир Ефимович Копелев удостоен Государственной премии СССР.

Год назад бригада Копелева, когда добилась наивысших в стране показателей в крупнопанельном домостроении, получила приветственную телеграмму от Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева. Спросите у Копелева – мыслит ли он свою работу, свои достижения без соревнования? Конечно, не мыслит. Без соревнования, без такой самозабвенной, захватывающей работы он уже и не может жить. Я думаю, что для писателей это интересно.

– Государственные премии в этом году впервые присуждены большой группе рабочих. В правительственном Постановлении сказано: «За выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования». Стоит вдуматься в эту формулировку. Разве сам факт того, что рабочие за успехи в соревновании удостоены Государственных премий наряду с учеными и инженерами, творцами новой науки и техники, не говорит о качественно новом уровне, на который поднялось у нас социалистическое соревнование?

Невольно вспоминаются слова Владимира Ильича Ленина из его статьи «Великий почин». Говоря о развитии общественного труда, о высокой его эффективности, В. И. Ленин писал: «Эта вторая задача труднее первой, ибо она ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого ми-тельного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» 1.

Этот массовый героизм в сочетании с новой техникой и высокой культурой труда и отмечается Государственными премиями.

– И очень правильно. Я хоть и инженер, но считаю, что когда у нас отмечаются заслуга больших коллективов, а сейчас каждое открытие, каждое свершение носит коллективный характер, то в первой строчке надо писать: рабочие! И это будет справедливо. Говорю это не только потому, что сам бывший рабочий. Рабочий класс – это у нас основная, ведущая сила.

– Теперь я хочу спросить о том, какие нравственные, психологические, человеческие проблемы, конфликты, связанные с развитием соревнования, возникают в коллективе. Я имею в виду то, что вам самому приходилось наблюдать.

– Что тут сказать? В наши дни вся работа пронизана соревнованием. Трудно отделить одно от другого. По сути дела, все конфликты, проблемы, которые возникают в повседневном труде, в значительной степени связаны и с социалистическим соревнованием. Однако возникают, конечно, и такие ситуации, которые, я бы сказал, особенно подчеркивают новую суть, нравственный уровень и новое содержание социалистического соревнования.

– Вот, вот, это, вероятно, очень интересно и писателям. Расскажу о таком случае. Несколько лет назад бригада Анатолия Суровцева работала в небольшом городке текстильщиков Ликино-Дулево, в Подмосковье. Строила типовые дома. Суровцев известен у нас как мастер качества.

На одном восьмиэтажном корпусе его бригада особенно постаралась сделать все, как говорится, в лучшем виде. В меру тех возможностей, которые предоставлял проект и наличие отделочных материалов. Приехала на приемку дома государственная комиссия и, все осмотрев, склонялась к тому, чтобы дать дому оценку «отлично». Это и могло стать итогом соревнования за темпы и за качество, в котором участвовала бригада Суровцева. Но тут, к общему удивлению, запротестовал сам бригадир. Он не был вполне доволен работой, тем, как выглядит дом.

– Он мне праздничного настроения не создает, – заявил тогда Суровцев, – на твердую четверку тянет, но не больше.

Членам комиссии этот отказ от отличной оценки, а следовательно, и от большой премии, которая полагалась бригаде, показался странным. Председатель комиссии пытался даже уговаривать Суровцева признать работу отличной.

– Ты лишнего-то на себя не наговаривай. Бригада сделала все что могла. А за архитекторов, за проектировщиков ты не в ответе. К тому же ведь и деньги теряете. Поймет ли тебя бригада? – спросил председатель.

– Бригада поймет, – ответил Суровцев, – это наше общее мнение.

Так и не удалось членам комиссии выставить бригаде Суровцева эту пятерку.

– Я тоже слышал об этом случае от самого Анатолия Михеевича Суровцева, с которым дружен, о котором немало писал. Эта история, естественно, не осталась незамеченной. Бригаде она прибавила немало общественного уважения, которое не так-то просто заслужить в рабочей среде.

– Конечно. Хочу еще добавить, что вскоре после этого Суровцев на одной из московских новостроек, в Ивановском, построил, как говорят у нас, «эталонный дом», этапный по качеству, и на этот раз заслуженно получил оценку «отлично».

Но что мне хотелось здесь подчеркнуть. Посмотрите, как высоко порожденное соревнованием чувство рабочей ответственности у бригады Суровцева! В этом конфликте столкнулись два уровня требований: тех, кто оценивал дом, – и рабочих, формальный подход одних – и совесть рабочего человека, его коммунистическое отношение к своему делу.

– На экранах страны сейчас демонстрируется фильм «Премия».

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 39, стр. 17 – 18.[]

Цитировать

Масленников, Г. Слушать музыку пятилеток. Беседу вел А. Медников / Г. Масленников // Вопросы литературы. - 1976 - №2. - C. 36-49
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке