№2, 1976/Советское наследие

Время больших свершений и больших надежд

Размышляя сегодня об искусстве, писатели и критики, литературоведы все чаще прибегают к сравнениям воспроизведенного художником с увиденным в жизни. И это вполне правомерно.

Стремительность и взаимосвязанность социальных, экономических, нравственных изменений в ходе коммунистического строительства – как не сказать об этом, работая над обзором литературного процесса, монографией о видном мастере слова? Штрихи, подмеченные в самой действительности, помогают уловить живые токи народного бытия и тем самым расширить творческий горизонт писателя, критика. Среди многих встреч с трудящимися, которые Союз писателей СССР устраивал в преддверии XXV съезда КПСС, две мне кажутся очень симптоматичными.

…В эстонском колхозе-миллионере имени С. М. Кирова писателям, конечно, подробно рассказали о добыче и обработке рыбы – такова его специализация, – об организации труда, о доходах (свыше 42 миллионов рублей в девятой пятилетке), о том, как реализуется продукция, в том числе консервы. Консервные банки с фирменной этикеткой этой артели мы видели в Таллине. Там же покупали и цветы, выращенные в колхозных теплицах. Любознательные гости не удержались от расспросов о рентабельности оранжерейного хозяйства. И услышали неожиданный на первый взгляд ответ: «Нет, цветы больших доходов не дают, это наше увлечение. Посмотрите, какая красота!»

…На одном из советских заводов, без изделий которого не могут функционировать атомные станции, нас познакомили с производственным процессом, с передовиками, а затем повели в «цех особого назначения». Им оказалась… самодеятельная мастерская местных художников, заставленная деревянными скульптурами в полтора-два человеческих роста: Иванушка-дурачок, баба-яга, к слову, почему-то совсем не страшная. «Это для заводского детского сада, – объяснили рабочие. – Мы решили создать на его территории мир русской сказки, пусть дети учатся ценить фантазию, поэзию».

И в колхозе и на заводе писатели беседовали со стахановцами, экономистами, инженерами-специалистами, из чьих уст не удивительно было слышать о планах, графике, дисциплине, расчетах. Но оказывается, столь же свойственны нашим собеседникам и такие слова: «увлечение», «красота», «мир сказки», «поэзия». Ничего удивительного. Жизнь снова и снова подтверждает: новый мир строится и по законам научного предвидения, экономической целесообразности, и по законам красоты. Духовное начало все больше входит в труд и быт советских людей, все активнее и многообразнее воздействует на них.

Грандиозны масштабы идущей в стране созидательной работы. Опубликованный в печати проект ЦК КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы» включает максимальное обеспечение и материальных и духовных потребностей трудящихся, совершенствование общественных отношений, формирование нового человека, воспитание эстетических вкусов народа.

Масштабность стоящих задач вдохновляет деятелей литературы и искусства, призванных обогащать духовную культуру Родины, приобщать народ к прекрасному, воспитывать правдой и красотой художественных образов. Они знают, какая огромная сила – искусство, эмоционально увлекающая и захватывающая людей, и сколь важно использовать ее для утверждения наших идей. Создатели художественных ценностей знают и то, что в условиях социализма возрастает ответственность каждого из них перед обществом, и считают необходимым еще и еще раз подумать о том, как выполняют они свой долг перед народом.

Углубление творческой атмосферы в нашей общественной, литературной жизни – вот о чем постоянно говорят сейчас на совещаниях писателей, дискуссиях критиков, литературоведов. Атмосфера литературной жизни. Нет, это не абстракции, разговор о ней ничуть не отвлекает от профессиональных вопросов. Наоборот, он – необходимое условие для рассмотрения этих вопросов в соотнесении эстетического развития с общественно-историческим.

Не такой уж поэтический термин – «соотнесение». А включает в себя многое. Заставляет думать о главном, чем измеряется результат художнического труда: насколько ярко и впечатляюще отображается жизнь общества развитого социализма. И еще одно, о чем мы, пожалуй, задумываемся реже: творческое самочувствие самого художника.

Обстановка в стране, созданная XXIV съездом КПСС, определила огромные успехи и в социально-экономической области, и в утверждении новых нравственных норм. Наше движение вперед все больше зависит от интеллектуального потенциала общества, а в него входит и культура. На партийном съезде говорилось о возрастающем значении литературы и искусства в коммунистическом воспитании поколений строителей коммунизма. В документе «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы» указывается: «Обеспечить дальнейшее повышение роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов».

Обеспечивая содержательность и многообразие духовной жизни, партия неустанно заботится о демократической, взыскательной, товарищеской атмосфере, всемерно благоприятствующей приумножению художественных ценностей.

«Сила партийного руководства, – подчеркнул товарищ Леонид Ильич Брежнев в Отчетном докладе XXIV съезду, – в умении увлечь художника благородной задачей служения народу, сделать его убежденным и активным участником преобразования общества на коммунистических началах».

Ленинские методы и принципы руководства сложной и многогранной областью искусства принесли прекрасные плоды, определили отличное творческое самочувствие советской художественной интеллигенции. Идейный, душевный ее настрой сказывается во многом. И в значительно возросшей общественной активности писателей (нет нужды подробно рассказывать о масштабах проводимых в стране Дней советской литературы, об этих взаимополезных диалогах с читателями, – ежегодное число подобных встреч превышает 90 тысяч). И в дальнейшем оживлении всей деятельности творческих союзов, пользующихся большим уважением в народе, много делающих для укрепления связей с жизнью, для идейного и профессионального роста своих членов. И в зрелости, с которой решаются литературной наукой многие важные вопросы. У нас проделана большая работа по преодолению крайностей в освещении пройденного страной пути, развенчанию различного рода заблуждений вроде «теории» дегероизации или внеклассового подхода к прошлому.

Однако решающий показатель сделанного за истекшее пятилетие – сама литературная «продукция». Самокритичность, вообще присущая советским людям, заставляет и литераторов строго оценивать свой труд, сосредоточиваться на нерешенных проблемах, на преодолении имеющихся недостатков и слабостей. Но, объективно оглядывая прожитое пятилетие, можно с полным правом считать его значительным этапом в развитии художественной культуры. Лучшие произведения многонациональной советской литературы радуют глубокой постановкой и партийной трактовкой коренных проблем народной жизни, пристальным вниманием к делам и помыслам героев девятой пятилетки, расширением галереи изображаемых человеческих типов, разнообразием форм и стилей, вырабатываемых на основе метода социалистического реализма.

У нас есть обширная и полноценная художественная Лениниана, высоко оцененная на XXIV съезде КПСС. Она продолжает пополняться.

Можно назвать целый ряд произведений, в которых выразительно и правдиво показан героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. Такие произведения – заметное явление и в советской и в мировой литературе. Речь идет не только о гуманистическом аспекте, в котором решается у нас эта тема в отличие от реакционной западной литературы, создающей культ вояки-супермена. Показательно также многообразие художественных поисков. Рядом с эпическими полотнами, подобными трилогии Константина Симонова, – повести Бориса Васильева, проникнутые тонким лиризмом; рядом с художественно-документальным повествованием типа «Блокады» Александра Чаковского – книги, построенные на обостренно-драматических нравственных коллизиях, как удостоенные Государственной премии повести Василя Быкова. Данные заметки – не литературное обозрение; здесь не обязательно множить количество примеров, целесообразнее обратить внимание на жизненные пласты, поднятые современной литературой.

Сегодня может состояться гораздо более содержательный, чем пять-шесть лет назад, разговор о произведениях, повествующих о советском рабочем классе, его ведущей роли в обществе, о социальном, нравственном разрезе научно-технической революции. По инерции критика всего интенсивнее обсуждает сочинения «деревенщиков» (сказанное относится и к некоторым статьям в проводимой журналом «Вопросы литературы» дискуссии «Черты литературы последних лет»). И хотя они заслуживают того, очевидно, что полезный материал для интересных суждений о жизни и литературе дают и книги, посвященные людям индустриального труда, ученым. Констатируя рост писательского интереса к ним, не нужно, естественно, выдавать индульгенцию произведениям описательным, лишь внешне обозначающим приметы НТР. Впрочем, столь же неразумно не замечать, что удачи приходят к авторам, стремящимся показать интенсивность, с какой проявляются на «производственной площадке» проблемы морально-этического плана. Показательный факт: на смену модному некогда в литературе рефлектирующему юнцу пришли молодые люди, занятые общественно полезными делами, обладающие твердыми убеждениями.

Герои 70-х годов кровными узами связаны со своими предшественниками – борцами за советскую власть, первыми строителями социализма. Социалистическое общество имеет уже свою историю, славную, героическую. И вполне понятно, почему читательское признание завоевала историко-революционная проза. В произведениях, воскрешающих события пятидесяти-шестидесятилетней давности, ударение делается на созидательной природе революции: сокрушая старый строй, большевики особо заботятся о формировании новой личности, освоении естественных богатств страны – они должны поступить на службу трудовому народу. Литературная критика поддержала такие произведения, в частности романы Георгия Маркова «Сибирь», Сергея Залыгина «Соленая Падь»; новый материал для любопытных выводов дает и напечатанная в конце прошлого года залыгинская «Комиссия». Удивительно современно звучат мысли сибирских мужиков, решивших еще в 1918 году «миром» охранять лесные угодья, мечтавших уберечь в предстоящем лихолетье чистоту нравственных убеждений! Поучительный урок преподала история: осуществить все это можно, только победив в гражданской войне, которую развязали колчаковские банды, несущие разрушение и гибель всему, о чем пекутся Николай Устинов и его товарищи. Этические проблемы в романе органично связаны с социальными.

Анализ историко-революционных произведений также расширяет плацдарм обсуждения особенностей современной литературы.

Цитировать

Озеров, В. Время больших свершений и больших надежд / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1976 - №2. - C. 3-20
Копировать