№3, 1972/Коротко о книгах

Сложный путь драматурга

Eberhard Hilscher, Gerhard Hauptmann, Verlag der Nation, Berlin 1969, 681 S.

Сказать новое слово о Гауптмане – весьма трудная задача. Литература о Гауптмане велика, причем весомый вклад в изучение произведений драматурга внесли литераторы ГДР (И. Бехер, А. Абуш, У. Мюнхов и др.). Они противопоставили многочисленным идеалистическим интерпретациям творчества Гауптмана, характерным для западных литературоведов, свою концепцию, основанную на конкретно-историческом подходе, на стремлении выявить в первую очередь глубокий гуманизм, народность и реализм писателя. Монография Э. Хильшера подводит определенный итог изучению гауптмановского наследия.

Книга охватывает весь путь Гауптмана; автор стремится выявить внутреннее единство его творчества. Э. Хильшер развенчивает миф о «двух Гауптманах», созданный буржуазными литературоведами, которые молодого писателя-обличителя противопоставляли зрелому Гауптману, якобы ушедшему от проблем реальной жизни. Исследователь приходит к выводу о том, что творчество Гауптмана всегда было одухотворено гуманистическим пафосом, драматург исходил из того, что «материал для творчества может дать одна лишь действительность». Этот теоретический принцип позволил Гауптману органически сочетать в своей художественной системе и ярко выраженные реалистические в символико-романтические элементы.

Э. Хильшер создает живой образ Гауптмана – человека и творца, ничего не «выпрямляя» в его наследии. Автор «Ткачей», Гауптман вместе с тем создавал и произведения слабые, отдавая дань модернистским веяниям. Он не набежал шовинистического угара в годы первой мировой войны и не нашел в себе сил активно противодействовать гитлеризму, хотя фашистское варварство и вызывало у него отвращение.

Автор монография стремится исследовать духовный мир и художественную мысль Гауптмана во всей их сложности, противоречивости.

Э. Хильшер глубоко анализирует мировоззрение Гауптмана, его эстетику, и это дает плодотворные результаты. Писатель активно откликался на философские, социальные, литературные проблемы своего времени.

Характеризуя литературную и общественную позицию Гауптмана, Э. Хильшер называет его «человеком компромисса». На многих примерах из жизни и творчества Гауптмана критик показывает, как эта позиция приводила его к пассивности, политическому нейтралитету в решающие моменты истории, к созданию художественных образов, лишенных активности, героического начала. Можно добавить, что в статье, написанной в 1945 году, И. Бехер, отмечая большое значение гуманистического наследия Гауптмана для возрождения новой, демократической культуры, в то же время напомнил о том, что колокол Гауптмана иногда молчал тогда, когда надо было бить в набат. Да и Луначарский говорил о Гауптмане, что «протест его – пассивный, сопротивляться, изменить что-либо в действительности он не может. Он заранее обрекает на неудачу такие героические порывы» 1.

И все же нельзя, по вашему мнению, одной формулой («человек компромисса», «человек середины») определить сущность общественно-философской позиция и художественной системы Гауптмана. Здесь необходим многозначный социально-эстетический анализ (который и осуществлен Э. Хильшером при рассмотрении конкретных произведений). Ведь очевидно, что в гауптмановской концепция мира и человека можно выделить и другие коренные идеи; им писатель всю жизнь оставался верным и бескомпромиссно их защищал. Гауптман, например, унаследовал гётевское понимание человека, и именно гуманистическое толкование человека стало ядром его мировоззрения и творчества.

Для работы Э. Хильшера характерен подлинно социологический подход, что позволяет ему раскрыть роль драматурга в идейных битвах эпохи и глубже постигнуть творческую индивидуальность художника. Обострившимися классовыми конфликтами, бесчеловечным отношением к человеку в позднебуржуазном обществе объясняет критик обращение Гауптмана к трагическому – одному из ведущих начал его творчества. Образы возчика Геншеля, бедной девушки Розы Бернд и других людей из народа нарисованы Гауптманом с такой впечатляющей силой, что они напоминают героев античной трагедии.

Большое внимание уделено в книге проблеме натурализма, в русле которого начиналось формирование Гауптмана, чьи произведения стали знаменем нового литературного направления. Не отмежевывая автора «Перед восходом солнца» от натурализма, Э. Хильшер вместе С тем разделяет точку зрения Т. Манна, справедливо утверждавшего: «…С самого начала творчество Гауптмана не было калькой действительности, натуралистическим санкюлотством» 2. Целым рядом положений Э. Хильшер доказывает, что Гауптман уже в 80-е годы вырабатывал свою концепцию реалистического искусства, которая находилась в резком противоречии с кодексом натурализма.

Творческий облик драматурга раскрывается в книге особенно полно при сопоставлении Гауптмана с писателями-современниками, особенно с Томасом Манном и Арнольдом Цвейгом. В книге есть глава, специально посвященная личным и литературным взаимоотношениям Гауптмана и Т. Манна. Привлечение широкого литературного фона дает Э. Хильшеру возможность затронуть кардинальные проблемы, волновавшие ведущих художников XX века. Одной из них явилась проблема «духа и действия», которую различные писатели решали по-разному. Если Генрих и Томас Манны, Фейхтвангер, А. Цвейг в годы эмиграции подчиняли свое творчество задачам социального возрождения Германии, то Гауптман остался на идеалистических позициях. Перед лицом фашистского варварства аполитичность оказалась несостоятельной, она не могла способствовать реальной защите гуманистических ценностей.

Конкретно и объективно раскрывая «величие и ограниченность» Гауптмана, Э. Хильшер приходит к аргументированному выводу, что искусство драматурга, созданные им характеры, гуманистический его пафос сохранили свое значение и для нашего времени.

  1. А. В. Луначарский, Собр. соч. в 8-ми тонах, т. 5, «Художественная литература», М. 1965, стр. 406.[]
  2. Томас Манн, Собр. соч., т. 10, Гослитиздат, М. 1961, стр. 491.[]

Цитировать

Мандель, Е. Сложный путь драматурга / Е. Мандель // Вопросы литературы. - 1972 - №3. - C. 233-237
Копировать