№2, 1958/Советское наследие

Слово об Упите (К 80-летию со дня рождения)

Каждый большой писатель-реалист, связанный своим художественным методом и материалом с современной ему действительностью, выполняет работу обобщения и осмысления жизни. Искусство – всегда отбор. А в основе отбора лежит мысль, принцип восприятия. Писатель, строго говоря, не может быть фотографом, даже если бы он к тому стремился. Нельзя объять необъятное. Жизнь в своих подробностях чрезвычайно, непреодолимо обширна и многообразна, чтобы быть доступной чувствам и разуму одного человека. Она – «космос внутрь». Писатель всегда что-нибудь да и опускает и что-нибудь да и выделяет. Этот метод отбора, в свою очередь, коренится в объективной действительности. Он определяется не только природой или характером таланта писателя, но и его положением в обществе, его мировоззрением, которое, в свою очередь, вырабатывается в процессе определения не только его позиций в отношении природы, но, главным образом, в отношении общества и своего поведения в нем. Художественный метод, который характеризуется стремлением художника правдиво осветить некоторые существенные стороны человеческой жизни, то есть реализм, – этот метод показал свою историческую несокрушимость. Он больше соответствует интересам тех общественных сил, которые стремятся жить, не убаюкивая себя сказкой, но видя жизнь такой, какая она есть. Вот почему реалистическое искусство выдержало многовековое испытание истории. И хотя, разумеется, в народе также с незапамятных времен бытовали легенды и сказки, но словесно-эстетические приемы, употребляемые в этих жанрах, не следует смешивать с конечной задачей народных сказок – иносказанием объяснить смысл жизни, а главное – возбудить в человеке энергию для борьбы с темными силами зла. Недаром победа над этими силами – дэвами и джинами – в единоборстве со сказочными богатырями венчает образы последних.

Можно сказать, что как писатель, проделавший в своих трудах огромную работу обобщения, Андрей Упит – это в некотором смысле олицетворенная философия нашего времени. Это его – времени – неслыханные усилия, его – времени – кирка и дорога. В жизни и произведениях Андрея Упита как человека, мыслителя и художника проявила себя отчетливо и сама наша эпоха рождения социализма.

Литература может быть буревестником, который реет над волнами океана, разбуженного грозой. Литература может быть эхом, и она может быть инструментом, который находит влагу или горючее там, где глаз не замечает на поверхности ничего. Она может быть маяком и в то же время шахтерской лампой, освещающей блестящую породу в забое. Я не знаю, с чем сравнить творческий поиск Андрея Упита. Но я знаю, что как писатель он стал исследователем процессов жизни и истории людских масс, исследователем зорким и нелицеприятным.

Мы живем в эпоху, когда в мире происходит рождение и утверждение нового общественного строя, превращение одного состояния общества, основанного на собственности, в другое, основанное на социалистических производственных отношениях. Этот процесс (превращения капиталистического строя в свою противоположность) сопровождается рождением людей будущего, людей коммунизма. Происходит как бы образование новой породы людей высокого склада души, героической воли и устремлений. Именно такие люди, сумевшие заглянуть в завтрашний день человечества, ныне борются за него и объединяются во всех странах в коммунистические партии.

Происходит в наше время рождение и писателей нового типа. Эти писатели выходят из самой гущи борьбы за новое общество. Мир образов этих писателей, их искания, эстетические вкусы, идейные устремления – все это словно отделяется от живой плоти исторического процесса. Все это отделяется от тех социальных сил, которые толкают жизнь вперед, то есть от жизни трудовых масс. Эти писатели насыщаются духом пролетарской борьбы, ее дерзновенными замыслами о построении царства свободного труда.

Андрей Мартынович Упит – именно такой писатель. Его с полным правом можно назвать одним из первых в истории мировой литературы писателей пролетариата. Подобно Горькому он пришел в литературу не только как вестник новых, пролетарских идей. Андрей Упит пришел для того, чтобы исследовать и изучать, по слову русского поэта, – «кем ты был и чем стал и что есть у тебя». Андрей Упит в своем творчестве как бы выразил процесс, о котором когда-то писал Маркс, – процесс превращения пролетариата из класса в себе в класс для себя и для всего человечества.

В этом, если хотите, глубокий философский смысл всего творчества Андрея Упита.

Размеры статьи не позволяют проследить в хронологической последовательности весь творческий путь Упита и даже упомянуть о созданных им произведениях во всех мыслимых литературных жанрах: в литературной критике, в стихах, поэмах, драмах, рассказах, сатирических памфлетах, повестях, романах, эпопеях. Одно перечисление произведений Упита составило бы целый печатный лист. Двадцать два тома собрания его сочинений на латышском языке уже вышли в свет. И, вероятно, наберется еще добрый десяток томов. Перефразируя слова Гоголя, который назвал историю «народовержущим вулканом», мы вправе назвать Упита «трудовержущим вулканом». В этой неустанной работе разума, воли и рук есть нечто изумляющее нас и заставляющее нас думать над причинами, которые порождают это более чем полувековое «извержение» труда и творческой мысли. Мне кажется, что в этом одном можно увидеть своего рода символ трудолюбия и мощи самого рабочего класса. А раскрыть силу и значение этого класса и поставил себе задачей Упит-художник, начиная с цикла своих романов о Робежниеках.

Как писал сам Андрей Упит еще в 1923 году в своих автобиографических «Воспоминаниях и размышлениях», начало своей литературной деятельности писатель относит к концу прошлого века, когда в 1899 году были опубликованы его первые рассказы (рассказ «Буря» и другие). Однако справедливо заметил Упит, что в его самых ранних произведениях реализм был еще идейно и художественно ограничен представлениями батрака, мечтающего только о собственном клочке земли. Революция 1905 года явилась переломной эпохой в творческом развитии Упита. Она подняла его на высокую гору. Она придала его реализму ту идейную перспективу, которая определила на долгие годы весь характер его творчества. «Революция учит», – писал Ленин в 1905 году. «Старая надстройка» в революционную эпоху лопается, а новая создается у всех на глазах самодеятельностью различнейших социальных сил, показывающих на деле свою истинную природу.

Так и русская революция дает нам чуть не каждую неделю поразительное богатство политического материала… для самых назидательных уроков относительно всей нашей практической деятельности» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 9, стр. 125 – 126).

Эти слова Ленина как бы ярким лучом освещают то новое, что происходит в жизни народа вместе с великой социальной революцией. Русская революция 1905 – 1907 годов имела огромное значение для духовного созревания на новых путях от крестьянски ограниченного к социалистическому реализму не только Горького, но и многих писателей многонациональной России, таких, как Леся Украинка и Коцюбинский – на Украине; как Купала и Колас – в Белоруссии; как Акопян, Ширван-заде и Туманян – в Армении; как Эгнате Ниношвили – в Грузии, Янонис – в Литве, Райнис и Упит – в Латвии.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1958

Цитировать

Зелинский, К. Слово об Упите (К 80-летию со дня рождения) / К. Зелинский // Вопросы литературы. - 1958 - №2. - C. 32-41
Копировать