№6, 1969/Литературная жизнь

«Словарь немецкой классики»

В обширных и разносторонних планах Института немецкой литературы в Веймаре важное место занимает подготовка «Словаря немецкой классики». Это не литературный словарь традиционного типа, хотя он и предназначен в первую очередь литературоведам, учителям-словесникам, работникам культуры, а также широкому читателю вообще. Смысл и цель этого труда, инициатором которого был директор института профессор Гельмут Хольтхаузер (он же возглавляет и все это издание), выходят за рамки обычного лексикона. В центре книги – актуальные проблемы немецкой классики, ее значение в эпоху строительства социализма.

Организованная в 1964 году Веймарским институтом большая выставка «Рабочее движение и классика» ярко отразила тесную связь истории немецкого рабочего движения с критическим усвоением творчества Лессинга1 и Гердера, Гёте и Шиллера, Бюхнера и Гейне, с полемикой вокруг этих имен. Выставка показала, что немецкая классика (понимая ее в самом широком смысле) является истоком научного социализма и оказала самое активное воздействие на развитие социалистической национальной культуры. На этих предпосылках строится «Словарь немецкой классики». Он предназначен наглядно показать, как научные, философские, этические и эстетические идеи и идеалы немецкой классика воплотились в научном социализме.

Для того чтобы словарь дал исторически верную картину немецкой классики, ученым, работающим над ним, пришлось прежде всего критически пересмотреть то определение классики, которое еще бытует в историко-литературных трудах. В то время как, например, понятие «Ренессанс» означает целую эпоху в истории немецкой культуры (и не обязательно только в архитектуре и изобразительном искусстве), «классикой» многие историки литературы считают только поэзию. Некоторые придерживаются мнения, что «классика» – это литературный период с 1794 по 1805 год, то есть время совместной работы Гёте и Шиллера. Эти исследователи не принимают во внимание, что во времена Гёте и Шиллера «классикой» была не только поэзия, но и философия, музыка, живопись, в конце концов – и естествознание.

В новом словаре рассматривается столетний период от 1750 до 1850 года – от Семилетней войны до буржуазной революции 1848 – 1849 годов. Этот промежуток характеризуется как эпоха немецкой классики. Почему взят именно столетний период?

Цитировать

Гехт, В. «Словарь немецкой классики» / В. Гехт // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 250-250
Копировать