№10, 1967/Литературная жизнь

Симпозиум в Гюстрове

Двадцать докладов, освещающих самые различные проблемы, связанные с изучением творчества К. Федина, было прочитано на международном симпозиуме, состоявшемся в конце мая с. г. в Гюстрове (ГДР) и посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Устроители конференции – местный Педагогический институт, Национальный комитет славистов ГДР, Центральное правление Общества германо-советской дружбы – пригласили в Гюстров ученых СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии.

Созыв столь представительного симпозиума, который, кстати, был безупречно организован немецкими товарищами, – свидетельство огромного интереса, проявляемого к книгам Федина за пределами нашей страны.

Как известно, жизненный путь писателя был тесно связан с Германией. Впечатления о Германии получили свое отражение во многих произведениях Федина. Народу, борющемуся за создание миролюбивого демократического единого государства, близки гуманистические идеи книг выдающегося мастера литературы социалистического реализма.

Примечательная особенность многих докладов, прочитанных на симпозиуме, заключалась в том, что их авторы вводили в научный обиход малоизученные, а нередко и неизвестные материалы.

Симпозиум был открыт докладом В. Дювеля (ГДР) «О развитии реалистического метода Федина». В. Дювель считает, что уже в годы гражданской войны писатель пришел к социалистическому искусству. Романом «Города и годы» Федин внес большой вклад в развитие метода социалистического реализма. Рассматривая его поиски положительного героя, В. Дювель считает, что в центре всех фединских романов 20 – 30-х годов находился лирический герой, который исчезает из его книг только в период работы над «Первыми радостями». «Героем» романов трилогии Федина стали история, эпоха, время.

Свою концепцию В. Дювель строил, опираясь в известной мере на неопубликованную переписку писателя с Д. С. Фединой и И. Соколовым-Микитовым. О многолетней творческой дружбе последнего с Фединым рассказал на симпозиуме Р. Грегор (ГДР).

Доклад В. Дювеля, встретивший в основном одобрение аудитории, вызвал тем не менее и некоторые возражения. Так, П. Бугаенко (СССР) считает неправомерным противопоставление лирического героя и «образа времени», ибо движение истории художник передает прежде всего через судьбы людей, рисуя человеческие характеры.

Не будет преувеличением, если я скажу, что все этапы полувекового творческого пути Федина были рассмотрены на симпозиуме обстоятельно и многосторонне. Следует отметить, что были проблемы, привлекшие наибольшее внимание исследователей, к числу таких относится творчество Федина 20-х годов.

З. Левинсон (СССР) в докладе «Роман «Города и годы» и раннее творчество Федина», вопреки утверждениям исследователей, считающих началом писательского пути Федина сборник «Пустырь», показал, что первыми опубликованными произведениями писателя (если не считать дебюта в «Новом сатириконе») были рассказы о революции и гражданской войне, которые оказались забытыми. Между этими рассказами и «Городами и годами» существует самая прямая идейно-художественная преемственность.

Цитировать

Левинсон, З. Симпозиум в Гюстрове / З. Левинсон // Вопросы литературы. - 1967 - №10. - C. 248-250
Копировать