№5, 1965/Литературная жизнь

Штрихи великого образа. Воспоминания о Льве Толстом

В 1914 году в Париже шайка аферистов отлила несколько бронзовых экземпляров бюста Толстого, снабдила их подписью Родена и продала за баснословные деньги. Когда Роден узнал об этом, он сказал: «Это произведение прекрасное, но не мое». Автором бюста был русский ваятель Наум Львович Аронсон (1872 — 1943).

Имя выдающегося скульптора хорошо известно во многих странах. Уроженец маленького местечка Креславка Витебской губернии, он половину жизни прожил в Париже. Ныне его работы украшают Центральный музей В. И. Ленина и Третьяковскую галерею в Москве, Русский музей и Пушкинский дом в Ленинграде, Люксембургский музей в Париже, музеи и площади Берлина, Брюсселя, Бонна, Дублина, Кирова и Одессы, Нью-Йорка, Лондона, Сайгона, Ханоя, Тель-Авива, Токио.

Исполненный Аронсоном бюст Владимира Ильича Ленина из красно-коричневого мрамора был высоко оценен Н. К. Крупской и А. В. Луначарским. Именно с него начинается экспозиция Центрального музея В. И. Ленина в Москве.

Аронсон — автор широко известных скульптурных изображений великих людей. Строгий профиль Данте с презрительно сжатыми тонкими губами и суровым, непрощающим взглядом. Моисей. Сократ. Вашингтон. Боливар. Пастер. Бетховен. Шопен. Вагнер. Берлиоз. Целая серия произведений, в которых отразились политические позиции автора. Маркс. Спартак. «Юный пролетарий». «Великая Россия». «Погром». Памятники жертвам 9 января 1905 года. «Голова коммунара». «Пролетарий».

У Аронсона много работ, посвященных русским писателям, актерам. Комиссаржевская. Фет. Леонид Андреев. Горький. Бюст Тургенева, стоящий в нише дома на бульваре Клиши в Париже, где жил писатель. Его же бюст, подаренный скульптором Русской библиотеке в Париже, основанной Тургеневым.

Одна из самых известных его работ — бюст Льва Николаевича Толстого.

В июне 1901 года скульптор сумел осуществить свою давнишнюю мечту: он приехал из Парижа в Ясную Поляну, чтобы попросить разрешений сделать портрет великого писателя. Он прожил там шестнадцать дней, ежедневно общаясь с Толстым, и сделал за это время два карандашных портрета писателя, около восьмидесяти набросков и бюсты Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых.

Писатель высоко оценил произведение Аронсона и заявил скульптору, что этот бюст — единственный, в котором он себя узнает. Уезжая в Париж, Аронсон передал слова писателя корреспонденту московской газеты «Курьер». Зная о том, как скуп Толстой на похвалы произведениям искусства, корреспондент специально поехал в Ясную Поляну. В номере газеты от 16 июня он написал: «В Ясной Поляне хвалили работу скульптора Аронсона, недавно вылепившего бюст писателя. Работой Аронсона граф остался доволен, а скульптор имел полное основание и право сообщить об этом интервьюерам».

Теперь этот бюст стал хрестоматийным. Будто смотрит на вас живой Толстой глубоко лежащими под выступами бровей спокойными и строгими глазами. Это тот проникновенный, ясновидящий взгляд, о котором говорили все, кто знал писателя. В 1911 году автор подарил бюст толстовскому музею. Вскоре после создания бюст был выставлен в Сорбонне и вызвал восторженные отклики Анатоля Франса и Ромена Роллана.

Готовя очерк о жизни и творчестве Аронсона (он был напечатан в журнале «Москва», 1964, N 4), мы обратились за помощью к живущей в Париже племяннице скульптора Любови Лазаревне Аронсон — писательнице и литературоведу, выступающей под псевдонимом Эми Александр, автору книги «Миф о Толстом».

Она прислала много материалов. В одном из них Н. Л. Аронсон — убежденный реалист в искусстве, — отстаивая свои взгляды, ссылается на беседы с Л. Н. Толстым. «Когда я гостил в Ясной Поляне и лепил бюст великого учителя, — пишет он, — Лев Николаевич часто заводил разговор об искусстве, интересовался деятельностью отдельных французских живописцев и скульпторов, расспрашивал о моих личных взглядах и идеях и проявлял при этом не только тонкий вкус и широкую эрудицию, в особенности по части классических образцов искусства, но и близкое знакомство с новейшими художественными течениями. Одобряя стиль, в котором я трактовал его бюст, и осчастливив меня заверением, что это «единственный бюст-портрет, в котором он себя узнает, Лев Николаевич строго осуждал модные увлечения молодых художников».

Любовь Лазаревна вспоминает любопытный эпизод, рассказанный ей Аронсоном. Лев Николаевич, увидев почти готовые работы и похвалив молодого скульптора, спросил у него:

— Какое впечатление на вас производит, когда вас хвалят?

Гость покраснел:

— Я очень счастлив и благодарен.

Толстой сказал:

— Как хорошо, что вы так искренне ответили… Я тоже так чувствую… Но ведь это нехорошо… Это тщеславие.

…Вместе с другими материалами Любовь Лазаревна прислала воспоминания скульптора о днях, проведенных в Ясной Поляне. Они написаны черными чернилами на одной стороне девяти листов стандартной линованой бумаги и озаглавлены «Воспоминания». На первой странице сверху рукой племянницы скульптора написано: «Это не почерк Н.

Цитировать

Аронсон, Н. Штрихи великого образа. Воспоминания о Льве Толстом / Н. Аронсон // Вопросы литературы. - 1965 - №5. - C. 248-255
Копировать