№10, 1968/Коротко о книгах

Щедрин-полемист

А. Бочарова, Салтыков-Щедрин, Полемический аспект сатиры, Приволжское книжное изд-во, Саратов – Пенза, 1967, 202 стр.

Греческое слово «полемикос» означает войну. В наш обиход оно вошло, обозначая «словесную войну», диспут, спор. Говорят, что в споре рождается истина. Не менее верно, что в спорах, в полемике рождается и развивается литература.

«…Если бы покойник Байрон связался браниться с полупокойником Гёте, то и тут бы Европа не шевельнулась, чтоб их стравить, поддразнить или окатить холодной водой… Век полемики миновался». Это было сказано в 1824 году. Прогноз Пушкина не оправдался, что доказывают оставленные им самим «на полемическом поприще следы неизгладимые». «В полемике, мы скажем с тобою, – писал поэт позже Вяземскому, – и нашего тут капля меду есть». «Повести Белкина» автор называл «полемическими статьями», а «История села Горюхина» насквозь полемична.

Тем не менее в замечании Пушкина относительно «века полемики» содержалась изрядная доля истины. XIX век, в отличие от своего предшественника, действительно утратил былой вкус к шумным и прямым формам литературных баталий. Полемика ушла вглубь, стала завуалированной, скрытой. Усложнились и дифференцировались ее стилистические функции. И, пожалуй, наибольшим многообразием приемов и средств художественной полемики отмечена сатира, признанным корифеем которой стал Салтыков-Щедрин.

Полемическому аспекту сатиры Щедрина посвящена недавно вышедшая книга пензенского литературоведа А. Бочаровой. Исследователя уже давно показали неправомерность сведения сатирического стиля вообще и Щедрина в частности к «тайнописи» эзоповского языка. Помимо известной «зашифрованности» текста, справедливо полагает автор рецензируемой книги, «важно и другое – поэтический план полемики, художественная структура полемического произведения, находящая себя в особых, только ей свойственных формах» (стр.

Цитировать

Нольман, М. Щедрин-полемист / М. Нольман // Вопросы литературы. - 1968 - №10. - C. 230-231
Копировать