№7, 1962/Творческие дискуссии

Сфера эстетики расширяется

Насколько я понял, тема дискуссии, проводимой редакцией журнала «Вопросы литературы», может быть вкратце сформулирована следующим образом: что представляет или должна собой представлять эстетика? Является ли она предметом «чисто теоретическим» или же ее положения должны «идти в ногу» с развитием живых и конкретных явлений искусства? Если верно второе, то не значит ли это, что эстетика либо включит в себя всю область литературной и художественной критики, либо же сольется с теорией литературы и остальных видов искусства? И вправе ли мы автоматически считать достижения литературной и художественной критики в такой же степени и достижениями эстетики?

Сегодня для нас является элементарной истиной, что никакое теоретическое умозаключение нельзя считать полноценным, если оно не основывается на практике и не проверено практикой. Но столь же элементарна и та истина, что теория и практика, хотя они связаны тесными отношениями взаимозависимости, представляют собой различные ступени человеческого познания, которые ни в коем случае нельзя смешивать. Известно, например, что основной порок позитивизма, а также его наследника и продолжателя – прагматизма – это тенденция растворить теорию в практике, свести роль теории к простой регистрации фактов практики. Практика в свою очередь не может быть сведена к унизительной роли какого-то придатка теории, призванного «подтвердить» произвольные теоретические умозаключения, спекулятивные и предвзятые. Поставить вопрос так: «Эмпиризм или академизм?» – значит по существу противопоставить теорию практике и практику – теории. Подобная постановка вопроса звучит так же нелепо, как  если бы мы задались вопросом, должна ли физика быть математической или экспериментальной.

Мне думается, что вопрос, который мы должны задать себе в первую очередь, – это вопрос о специфическом предмете эстетики. Только после того, как мы будем в состоянии на него ответить, можно будет разрешить и проблему: каким образом эстетика должна приступить к рассмотрению этого специфического предмета?

Я прошу разрешения сформулировать следующее тавтологическое положение: эстетика – это дисциплина, которая занимается изучением эстетического. Как вполне справедливо отметил Ю. Борев в одной из своих работ, область эстетического значительно Шире области прекрасного, как и других эстетических категорий. При стечении определенных обстоятельств даже уродливое можно рассматривать как разновидность эстетического. По моему мнению, эстетическое проявляется в специфических явлениях внешнего мира, представляющихся сознанию в их конкретно-чувственной форме, получающих определенную оценку и порождающих целый комплекс душевных состояний (ощущение, восприятие, аффекты, интеллектуальная оценка или волевой импульс) 1.

Художественное является лишь частным случаем этого эстетического отражения объективной действительности. Автомобиль, радиоприемник, человеческое тело, народное празднество или политическая речь – все эти различные явления действительности могут получить и действительно получают и эстетическую оценку, хотя ни одно из них не является само по себе произведением искусства как такового.

Тенденция отождествления эстетического с художественным является достоянием идеалистической эстетики XIX века. С одной стороны, ограничение эстетического пределами произведения искусства имело целью, в рамках идеалистических воззрений, подчеркнуть трансцендентальный и даже мистический характер процесса художественного творчества. С другой стороны, подобное смешение эстетического с художественным являлось и отражением в сознании идеологов буржуазии определенного исторического положения, появившегося с развитием капиталистических производственных отношений. Крупное капиталистическое производство со свойственной ему беспощадной эксплуатацией рабочих, концентрацией огромных народных масс в настоящих промышленных крепостях, где на одном полюсе – безграничная роскошь, а на другом – самая страшная нищета; со стремлением буквально оболванить рабочего доведенным до предела разделением труда и сверхускоренным ритмом этого труда, имеющим своей целью выжать из рабочего как можно больше прибылей, – все это привело к господству уродливого в социальной действительности.

  1. Очень ценными представляются мне соображения о природе эстетического, изложенные в труде Марчела Брязу «Художественное познание».[]

Цитировать

Моглеску, В. Сфера эстетики расширяется / В. Моглеску // Вопросы литературы. - 1962 - №7. - C. 74-79
Копировать