Не пропустите новый номер Подписаться
№7, 1988/Хроники

Сессия гётевской комиссии

В начале февраля 1988 года состоялась очередная сессия Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Совете по истории мировой культуры АН СССР.

Гёте и «Молодая Германия» – такова тема доклада Е. Карабеговой (Ереван). В литературоведении бытовало мнение о младогерманцах как о непримиримых противниках и хулителях Гёте. Однако критиковали они прежде всего его общественную позицию (как «эгоистическую», «олимпийскую», «сервильную»). Но они не отрицали его крупнейшего вклада в немецкую культуру эпохи Просвещения, наследниками которой себя считали. Для Гуцкова творчество Гете – связующее звено между XVIII и XIX веками. Винбарг в своих «Эстетических походах» дает высокую оценку всему творчеству Гёте в целом, и в особенности – его «Фаусту».

В докладе рассмотрены некоторые конкретные факты воздействия Гёте на творчество Гуцкова – самого талантливого из авторов «Молодой Германии», воплощавшего сильные стороны движения. Влияние Гёте проявляется в самых разнообразных формах – это аллюзии, восходящие к произведениям Гете, отдельные ситуации, воспроизведенные в романе и новеллистике Гуцкова, некоторые черты в образах героев. Наконец, в своей драме «Королевский лейтенант» Гуцков создает образ совсем еще юного Гете. Таким образом, напрашивается вывод, что наряду с так называемой «антигетеаной» существовала еще и младогерманская «гетеана», которая в отдельных своих моментах подготовила дальнейшую традицию осмысления и усвоения творческого наследия Гете.

Сопоставляя «Вертера» Гете

и «Вертера» Ж. Массне, Г. Жданова отметила, что в кругу сложных и многообразных контактов Гете с французской музыкальной культурой большой интерес представляют и другие оперы, созданные по его произведениям:

Цитировать

Марочкин, В. Сессия гётевской комиссии / В. Марочкин // Вопросы литературы. - 1988 - №7. - C. 273-274
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке