№1, 1985/Хроника

Сервантесовские чтения

В апреле 1984 года в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) состоялись очередные Сервантесовские чтения, организованные Группой взаимосвязи русской и зарубежной литератур Института русской литературы АН СССР и Ленинградской группой комиссии АН СССР по комплексному изучению культуры народов Пиренейского полуострова. Открывая заседание, Ю. Данилевский (Ленинград) сказал, что исследователи творчества Сервантеса в нашей стране должны всесторонне изучать творчество великого писателя, отзвуки его произведений в русской и советской литературе.

Ю. Тальвет (Тарту) в докладе «Назидательные новеллы» Сервантеса. Опыт типологической характеристики» выдвинул предположение, что по своей жанровой сущности каждая из новелл, составляющих сборник, является скорее «коротким романом». Выделяя в рамках сборника пять различных типов повествования (авантюрно-любовный, авантюрно-бытовой любовный, бытовой социально-аналитический, бытовой авантюрный, философско- интеллектуальный), исследователь делает вывод, что Сервантес в них «создал типологию повествовательной прозы Нового времени», уже наметил некоторые важнейшие разновидности романов, которые найдут развитие в литературе XVIII – XX веков.

А. Османова («Значение диалога в жанровой структуре «Селестины» Ф. де Рохаса») обратила внимание на то, что диалог в «Селестине» – не просто беседа, это всегда столкновение и сопоставление различных точек зрения, различных философских и жизненных позиций. Перипетии сюжета выступают у Рохаса как повод для рассуждений и размышлений действующих лиц, особое значение для стиля «Селестины» имеют риторические принципы организации высказывания. Поэтому диалогическое начало представляется определяющим в жанре этого произведения. В дальнейшем диалогизм «Селестины», по словам А. Османовой, сыграл важную роль в подготовке «Дон Кихота»: в романе особый смысл имеет диалог рыцаря и оруженосца, в ходе которого оба собеседника нуждаются друг в друге и дополняют друг друга, а художественное целое образуется нерасторжимым диалогическим единством мира высокого, идеального и реалистически описанной повседневности, пикарескных «низовых» мотивов.

Об истории знакомства русского читателя с приписывавшимся Сервантесу памфлетом «Шутиха» рассказала О. Васильева- Шведе (Ленинград).

Цитировать

Османова, А. Сервантесовские чтения / А. Османова // Вопросы литературы. - 1985 - №1. - C. 271-272
Копировать