Сергей Аверинцев. Образ античности
Если помимо хронологического единства (представленные в книге работы посвящены греко-римской античности и опубликованы главным образом в 70 – 80-е годы) искать то общее, что объединяет собранные под одной обложкой исследования, этим связующим звеном будет «внутреннее отношение» Аверинцева к античности, та самая трепетная, разделенная с читателем преданность истокам европейской культуры, которую в одной из статей книги русский мыслитель противопоставляет «полю культурной отвлеченности», облюбованному ведущими западными интеллектуалами XX века (статья «Образ античности в западноевропейской культуре XX в.», 1979; с. 194 – 195).
Сергей Аверинцев – всегда больше, чем проницательный исследователь; он один из немногих современных идеологов античности. В сегодняшней России восприятие эллинской и римской литератур как феноменов человеческого духа сложилось не в последнюю очередь благодаря трудам Аверинцева, для которого написание статьи по классической филологии всегда являлось поводом вовлечь читателя в диалог с античностью, дать почувствовать ее витальность. Потому-то академическая проза Аверинцева стремится выйти из узких академических рамок, стать вещью для многих. Лучший тому пример – известная статья «Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»» (1971), в которой автор не только выявляет основные различия между эллинским и ближневосточным подходами к литературной деятельности, но и находит в эллинстве истоки отношения современного европейского писателя к своему творчеству (с. 40 – 105).
Для Аверинцева античная культура – живой, восприимчивый к современности организм, стоит лишь протянуть руку за книгой. Так, в программной статье «Две тысячи лет с Вергилием» (1982), развивая мысли Т. С. Элиота, (эссе «Кто такой классик?»), Аверинцев говорит о непосредственной близости к нам, «актуальности» поэзии великого мантуанца, «поэта жизненной зрелости» (с.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2005