№5, 2005/Книжный разворот

В. Х. Гильманов. Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение

И. Г. Гаман (J. H. Hamann, 1730 – 1788) – «блудный сын XVIII века». В. Гильманов выдвигает этот тезис и убедительно доказывает его. Прозванный современниками «северным магом» и согласившийся с этой характеристикой, Гаман действительно занимает особое место в немецкой и европейской культуре эпохи Просвещения. Учитель Гердера и Гете, теолог, мистик, философ и историк культуры, Гаман предстает перед читателями как жесткий критик своего века. Он полемизирует с Лессингом, Кантом, Гердером и многими другими теологами, философами, лингвистами XVIII века. Тексты Гамана, даже самые известные, собравшие урожай похвал таких современников, как Гердер и Гете, располагаются сегодня на пограничной линии между пониманием и непониманием. Пронизанные множеством скрытых и явных аллюзий, цитат и полуцитат, полные полемических уколов, намеков и выпадов, они требуют обширного комментария. В спорах с веком Гаман защищает свою, глубоко выстраданную и прочувствованную истину, выражая ее в загадочных, зашифрованных текстах, подчас почти недоступных даже подготовленному читателю.

В. Гильманов рассказывает о Гамане-герменевтике и мистике, предпринявшем «Крестовые походы филолога» (название сборника сочинений 1762 года) против своего времени. В определенном смысле Гаман – «просветитель, выступающий против Просвещения» (с. 400). В то же время Гаман заведомо принимает разум, а его иррационализм – «научный миф», упрощающий сложную картину мира великого мыслителя.

В. Гильманов убежден, что Гаман не был «врагом разума» и «борцом за чувства». Творчество Гамана не простая прелюдия эпохи «Бури и натиска». Этот старый тезис искажает «подлинный смысл» гамановского противостояния рационализму XVIII века (с. 23). Изучая особую герменевтику Гамана («герменевтику образа»), В. Гильманов приходит к следующему выводу: «…главная направленность теологии Гамана ведет не от разума к чувству», а от автономии разума к «богоцентризму» (с. 141). В этом пункте Гаман расходится со своим веком. Он бросает вызов не только Канту, Гердеру или Лессингу, но и Фридриху Великому, королю немецкого Просвещения (с. 155). Герменевтика Гамана – герменевтика переживания Бога в «живом опыте человека», в «телесной конкретности» (с. 190), в неразрывной взаимосвязи быта и бытия, горизонтали и вертикали.

В. Гильманов определяет мышление Гамана как «нелинейное» (с. 19). Эта мысль представляется новой и продуктивной. Под «нелинейностью» современная синергетика понимает «избиратель-

ность, необычную реакцию на внешние воздействия». При этом такая избирательная реакция возможна лишь на такое воздействие, которое организовано адекватно собственным тенденциям системы. Взаимосвязь быта и бытия, вертикали и горизонтали – это описание в других терминах встречи сложных структур «разного возраста», принадлежащих к разным «темпомирам». Происходящее при этом «включение «памяти» (элементов прошлого) означает нарушение симметрии в пространстве»1. Возможно, что таким нарушением «симметрии в пространстве» было знаменитое «лондонское переживание» Гамана.

Весной 1758 года в Лондоне Гаман, читая Священное Писание, «пережил свое индивидуально-личностное «просвещение», которое наполнило его эмоциональной и смысловой энергией на всю оставшуюся жизнь» (с. 125). Гаман воспринял, услышал «»крик» и «голос» Бога, обращенные к нему…» (с.

  1. Белавин В. А., Капица С. П., Курдюмов С. Ц. Математическая модель глобальных демографических процессов с учетом пространственного распределения / / Князева Е. Я., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. С. 316, 62.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2005

Цитировать

Зусман, В.Г. В. Х. Гильманов. Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. - 2005 - №5. - C. 370-373
Копировать