№12, 1970/Литературная жизнь

Семь дней в Литературном институте

День первый, 15.IХ.1969.

Для четырнадцати студентов Литературного института имени Иоганнеса Р. Бехера начинается сегодня третий и последний год обучения. Двое из них уже опубликовали свои романы, у других были напечатаны рассказы, радиопьесы, стихи или тексты песен. Редакторы литературных и публицистических журналов знают имена наших студентов.

Два года назад, когда эти «молодые» авторы (возрастной состав их колеблется от 23 лет до 40) прибыли в Лейпциг, они так же хорошо, как и мы, знали, что ни один литературный институт мира не в силах «создавать» таланты, что никакое обучение не может заменить недостающее дарование, но они знали также, что литературные способности можно и должно развивать, что писателю необходимы самые широкие знания, чтобы литератор, как сказал профессор А. Курелла в 1955 году на торжественном открытии института, «находился на уровне тех знаний, которыми обладает эпоха».

Однако не все наши питомцы понимали до начала занятий, что их будут учить более или менее сознательно разбираться в процессе собственного творчества и при изображении действительности руководствоваться не только бессознательными импульсами, но и осознанными идеями.

Напряженный и успешный учебный год кончился. За этот год, проведенный под нашим, институтским девизом: «Писать, когда учишься, и учиться, когда пишешь», наши слушатели прошли длительную производственную практику. После того как каждая работа была подробно обсуждена на общеинститутских семинарах, издательство «Миттельдойчер-ферлаг» приняло очерки к печати. Недавно они вышли отдельной книжкой под названием «Мозаика жизни».

В третьем учебном году молодых литераторов ждет следующая программа: лекционные курсы, практические и теоретические дипломные работы, экзамены и публичная защита.

Но многие наши студенты уже сейчас задают себе вопрос: что я буду делать после окончания института?

День второй, 27.XI.1969.

Тем временем начались занятия на специальных одногодичных курсах для писателей, зарекомендовавших себя в литературе. Эти курсы, которые мы создали впервые три года назад в качестве эксперимента, завоевывают все большую популярность.

Наш эксперимент заключается не в том, что слушатели курсов посещают творческие семинары (семинары по «художественному мастерству», как они называются в московском Литературном институте имени Горького) и изучают литературу, и не в том, что писатели после первых успехов на литературном поприще должны снова добровольно сесть за парту. Все это в порядке вещей. Но вот попытка воздействовать на литературу «внелитературным» путем, путем различного рода научных дисциплин, путем разносторонней информации и специальных предметов, представляется нам смелым экспериментом.

«Литературно-профессиональные навыки, – пишет окончивший специальные курсы Петер Г., – я мог бы приобрести и один за своим письменным столом. Но мы ведь изучали и ядерную физику, и генетику, и нейропсихологию, и проблемы нашей химической промышленности (большой химии). Изучали философию, социологию и психологию, музыку и изобразительное искусство. И вместе с тем проблемы марксистско-ленинской организации производства и труда… Во время занятий знания сыпались на нас как из рога изобилия, знания, которые в ином случае нам пришлось бы долгие месяцы добывать из груды специальных трудов. Разумеется, мы остались всего лишь дилетантами. Но мне кажется, я не преувеличиваю, когда утверждаю, что нам теперь ясны контуры современной науки…»

Вот в чем состоял наш эксперимент! А успех его объяснялся горячим стремлением молодых литераторов к знаниям, к самой разнообразной информации.

Между Берлином и Лейпцигом 165 километров. Более половины всех писателей ГДР живут либо в самом Берлине, либо в его окрестностях. И с каждым годом растет число писателей, которые на своем опыте убедились: 165 километров далеко не космическое расстояние.

Цитировать

Шмидт, М. Семь дней в Литературном институте / М. Шмидт // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 369-342
Копировать