№12, 1970/В шутку и всерьез

Литературные анекдоты

Из книг Эккарта Крумбхольца «Перст указующий» (Mitteldeutscher-Verlag, Halle, 1967) и «Новый перст указующий» (Mitteldeutscher-Verlag, Halle, 1969).

 

РОЗЫГРЫШ

Как известно, Бехер умел блестяще подражать чужим голосам и часто по телефону разыгрывал своих друзей.

У Арнольда Цвейга раздался телефонный звонок. «Говорит профессор Фельзенштейн, – представился голос. – Мы позволили себе переработать вашу новеллу «Понт и Анна» в комическую оперу. Либретто и музыка уже готовы, и, на мой взгляд, вполне удовлетворительны». Арнольд Цвейг был счастлив: «Я очень рад. Когда бы я мог заглянуть к вам, чтобы послушать?» – «Знаете, возникли некоторые трудности, – сказал голос Фельзенштейна. – Опера может быть поставлена только при одном условии».

«Пожалуйста, скажите в чем дело», – любезно отозвался Цвейг, давая понять, что готов пойти навстречу.

«Только при том условии, господин Цвейг, что вы сами сыграете и споете главную роль».

Арнольд Цвейг вскричал: «Ганс, это ты, мошенник!»

ПРЕКРАТИТЬ!

На репетициях пьесы Штриттматтера «Кацграбен» в «Берлинер ансамбль» один актер должен был сыграть раздумье. Он уселся с мрачным видом на сцене, подперев кулаком подбородок.

«Прекратить! – закричал Брехт с режиссерского кресла. – Это настоящее национальное бедствие у немцев: как только они начинают думать, они становятся мрачными. Надо наконец покончить с этим».

СВИДЕТЕЛЬСТВО ВРЕМЕН

Эрвин Шумахер, который в начале 50-х годов писал диссертацию о Брехте, как-то спросил Брехта о его отношении в 20-е годы к натурализму, экспрессионизму, символизму.

Брехт ответил: «У нас в Аугсбурге ни о чем таком и не слыхали».

ВОЗЬМЕМ СТЕНДАЛЯ

Анна Зегерс прочитала роман Карла Гайнца Якобса «Описание одного лета». «Ну да, – произнесла она ворчливо, – возьмем, например, Стендаля. Жюльен в «Красном и черном» делает спекулятивный выбор между светской и церковной властью, и то, что с ним при этом происходит, – вот что нас захватывает. Но выбор между любовью и партией – не предмет для литературы, здесь нет и альтернативы!»

ЖЕМЧУЖИНА

Названия могут быть прекрасны, если они, конечно, отвечают содержанию.

Несколько лет назад на радио была подготовлена передача о республике Кубе. Один редактор написал для радиопрограммы заметку об этой передаче. Она называлась «Куба – жемчужина Карибского моря». Другой редактор, просматривая заметку, решил, что речь идет о поэте Кубе и прибавил к названию буквы ЛНП, что означает – лауреат Национальной премии.

Заметка появилась в радиопрограмме под названием:

Цитировать

Крумбхольц, Э. Литературные анекдоты / Э. Крумбхольц // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 272-275
Копировать