Сегодняшние заботы романа
«Wort in der Zeit», 1965, N 12; «Das Tagebuch», 1965, N 12.
Австрийское общество литературы под руководством В. Крауса в октябре прошлого года провело симпозиум на тему «Наше время и современный роман», В нем приняли участие двадцать семь писателей и критиков из стран социалистического лагеря и Западной Европы. Материалы бесед «за круглым столом» опубликованы в специальном номере литературно-художественного журнала «Ворт ин дер Цейт» и на страницах прогрессивного журнала «Дас Тагебух». Писатели разных политических и эстетических взглядов совместно обсуждали целый ряд важнейших теоретических проблем.
Содержание симпозиума многогранно. Но в основном разговор шел вокруг трех тем: реализм и роман, роман и массовая культура, роман и наука.
Что такое реализм в романе? Этот вопрос уже неоднократно возникал на встречах писателей западных и социалистических стран. И пожалуй, именно в ответе на него наиболее четко проявляется различие позиций.
Много споров на обсуждении, как и вообще в последние годы, вызвал новый роман». О нем уже неоднократно писали и у нас, и за рубежом, и вряд ли стоит вновь излагать эстетическое кредо сторонников этого направления. Следует лишь указать, что А. Роб-Грийе отстаивал «роман ради романа», говорил о независимости искусства от общества, о том, что назначение и смысл «нового романа» не в раскрытии социальных и философских проблем, волнующих общество сегодня, а только в формальных поисках. К экспериментаторству в области формы свел он также и новаторство.
Симптоматична сдержанная оценка результатов «новой школы» и резкая критика формального эксперимента со стороны многих литераторов Запада.
Швейцарский писатель Гуго Лётчер признался, что чувство, которое вызывает у него современная литература, – это растерянность. Свобода эксперимента привела к анархии, к «больной литературе». Г. Лётчер призвал романистов дать положительную концепцию действительности, но сам он выхода из кризиса не видит.
Однако выход все-таки есть. Это показали другие участники симпозиума. Западногерманский писатель-антифашист Г. Кестен видит залог успеха романа в связи с действительностью: если в каждом частном факте «не сохранятся сокровеннейшие составные части эпического: смерть и жизнь, время и свобода, любовь и голод, мечта и правда, – он ни на что не будет пригоден».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.