№4, 2021/Издательская практика

Сборники «Земля» как «московская вариация» петербургского «Шиповника»

Одними из наиболее ярких и известных непериодических изданий начала ХХ века являлись литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник» (26 книг, 1907–1917), выпускавшиеся в Санкт-Петербурге скрипачом С. Копельманом и худож­ником-карикатуристом, графиком и издателем З. Грже­биным, и литературные сборники «Земля» (20 сборников, 1908–1917), выходившие в «Московском книгоиздательстве» под руководством крупного торговца бумагой Г. А. Блюменберга и его сына Г. Г. Блюменберга, отставного кавалерийского офицера (далее речь пойдет о Блюменберге-сыне). Необходимость проведения сопоставительного анализа этих двух изданий обусловлена обнаружением ранее не опубликованных архивных материалов, касающихся их внутренней редакцион­ной политики (в частности, писем Блюменберга и полной версии воспоминаний Н. Клестова).

Наряду с другими известными сборниками Серебряного века критики неизменно выделяли «Шиповник» и «Землю». Так, В. Кранихфельд считал, что в 1908 году «внима­ние читателей и критики переместилось в шумные альманахи «Шиповника», «Земли», «Жизни»» [Кранихфельд 1908: 64]. О популярности альманахов «Шиповника» и «Земли» в 1910 году свидетельствовала З. Гиппиус: «В эпоху «моды» расцвел «Шипов­ник», появилась «Земля», а затем пошли выходить всякие цветы, злаки и травы, — подчас и сорные» [Крайний 1911: 207]. Гиппиус ставила художественные достоинства альманахов «Шиповника» несколько выше «Земли»: «»Шиповник» — это «искусство», во главе которого стоит Л. Андреев; уважение к «именам» и, подчас, настоящая литература <…> «Земля» — опять новейшие имена, имена, но уже «подемократичнее», как бумага «Земли» посерее» [Крайний 1911: 207].

В 1907–1909 годах в альманахах «Шиповника» и в сборниках «Земля» печатались одни и те же авторы: писатели-реалисты и неореалисты (Л. Андреев, И. Бунин, Б. Зайцев, А. Куприн, А. Серафимович), а также символисты (А. Блок, Г. Чулков, Ф. Сологуб, С. Городецкий). С 1910-го до 1917 года число писателей, издававших свои произведения одновременно в «Шиповнике» и в «Земле», резко сократилось (С. Юшкевич, Саша Черный), в обоих изданиях обозначился свой уникальный состав постоянных сотрудников. Но, несмотря на это, очень часто современники забывали и путали, какое произведение какого автора печаталось в «Шиповнике», а какое — в «Земле».

Так, художественный критик и заведующий театральной секцией главреперткома В. Блюм в отзыве на роман Н. Крашенинникова «Девственность» в 1926 году писал: «В свое время прочел с удовольствием в «Шиповнике» роман «ДЕВСТВЕННОСТЬ» и сразу запомнил навсегда фамилию автора». И ниже: «Н. А. Крашенинников поправляет: не в «Шиповнике», а в «Земле»» [Азбукин, Блюм, Горький и др.: 51]. Примечательно, что Н. Крашенинников никогда не печатался в «Шиповнике», а являлся постоянным сотрудником «Земли»1.

Такая путаница происходила отчасти из-за убежденности многих рецензентов и, следовательно, читателей начала ХХ века в том, что типологической особенностью альманаха, его сущностью, «альманашностью» являлись «окрошка», «пель-меля», «случайность тем и имен» [Чуковский 2003: 512]. Литературный критик Д. Якушев писал:

Самое характерное отличие этих сборников от журналов заключается в совершенно случайном подборе материала <…> один и тот же сборник можно с одинаковым успехом назвать и «Землей», и «Небом». Ни общая физиономия сборника, ни содержание его от этого ничего не потеряют [Боривой 1908: 2].

Подобная упрощенная трактовка альманаха как типа издания существует и по сей день.

Из относительно крупных исследований советского перио­да, посвященных «Шипов­нику» и «Земле», можно выделить лишь три работы: статью 1960 года О. Голубевой [Голубева 1960], в которой анализируются оба издания, и напечатанные в одном сборнике обзоры В. Келдыша о «Шиповнике» [Келдыш 1984] и А. Тарасовой о «Земле» [Тарасова 1984].

Большинство советских литературоведов рассматривали оба издания политизировано — предвзято и односторонне, с точки зрения классовой принадлежности сотрудников: «Близкие по идеологии к альманахам «Шиповник», сборники «Земля» еще ярче отразили ренегатство либерально-буржуазной интеллигенции, ее переход на сторону реакции» [Голубева 1960: 324]. Принципы отбора материала были сведены к чистой коммерческой целесообразности. Так, А. Леденев в кандидатской диссертации 1984 года писал: «На деле главным принципом объединения писателей становится принцип коммерческой целесо­образности, что обусловило сугубо формальное объединение писателей в альманахах «Шиповник» и «Земля»» [Леденев 1984: 15].

В наше время исследователи постепенно отходят от подобной односторонней оценки целей и задач выдающихся книгоиздательств Серебряного века. Е. Динерштейн, автор внушительной монографической работы, посвященной издательской деятельности учредителя «Шиповника» Гржебина, не признавал исключитель­ности коммерческого подхода при составлении петербургских и московских альманахов: «Вопрос решали не только деньги, но и желание самого автора издать свое произведение под той или другой маркой» [Динерштейн 2014: 95].

В недавно изданном монографическом исследовании, посвященном изучению литературно-художественного альманаха издательства «Шиповник» как типа издания и выявлению его интегрирующего контекста [Ромайкина 2018], доказывается, что литера­турная позиция сборников «Шиповника» заключалась в популяризации современного искусства, демонстрации произведений авторов различных литературных школ широкому читателю. Установлено, что владельцы и основные члены редакции «Шиповника» являлись активными приверженцами социал-демократической партии и перечисляли четвертую часть вырученных от издания альманаха средств на революционную борьбу.

Выявление редакторской политики «Московского книгоиздательства» и принципов отбора материала для сборников «Земля» — дело будущих исследований. Задачей данной статьи является прояснение причин, по которым альманахи «Земля» до сих пор воспри­нимаются как аналог «Шиповника». Отстаивая исключительность принципа коммер­ческой целесообразности, в качестве доказательств исследователи ссылаются на литера­турные воспоминания заведовавшего в 1907–1909 годах «Московским книгоизда­тельством» Н. Клестова (Ангарского). При этом полностью игнорируются свидетельства других сотрудников. Однако без подробного и всестороннего рассмотрения внутри­редакционных отношений в «Московском книгоиздательстве», а также взаимосвязей в издатель­ских и писательских кругах начала ХХ века невозможно провести адекватный сравни­тельный анализ альманахов, выявить характерные особенности «Шиповника» и «Земли».

Обратимся к истории издания литературных сборников «Земля». Для полноты реконструкции описываемых событий изданный в 1992 году вариант клестовских мемуаров дополним неопубликованными фрагментами хранящейся в РГАЛИ машино­писной рукописи, а также эпистолярными свидетельствами других участников событий.

Клестов вспоминал, что идея организовать литературные сборники у Блюмен­бергов возникла сразу же после выхода в свет в альманахе издательства «Шиповник» нашумевшей пьесы Л. Андреева «Жизнь Человека» (кн. 1, 1907). Тогда же появилось намерение привлечь Андреева в качестве основного сотрудника нового издательского предприятия, переманив его из «Шиповника» предложением более высокого гонорара2. Повсеместно цитируются рассуждения Клестова о первостепенности для издателей материальной выгоды планируемого предприятия: «Надо сказать, Блюменберги неплохо нащупали объект приложения капитала» [Ангарский 1910–1930-е: 9].

В РГАЛИ удалось обнаружить не вошедшее в опубликованный вариант воспоминаний высказывание Клестова, в котором он признавал наличие у владельцев «Московского книгоиздательства» литературного вкуса и художественного «чутья»: «Блюменберги не только учитывали быстроту оборота капитала, но и общественные настроения, — поворот от политики к вопросам искусства и литературы» [Ангарский 1910–1930-е: 9].

В ходе переговоров о сотрудничестве Андреев сетовал на то, что «целиком запродался «Шиповнику»» [Клестов-Ангарский 1992: 335], однако дал обещание предо­ставить рассказ для первого сборника, рекомендовав при этом привлечь Бунина в качестве редактора «Земли» [Ромайкина 2019]. На протяжении 1907 года Бунин активно сотрудничал с издательством «Шиповник», печатая стихи и рассказы во второй и третьей книгах петербургского альманаха3. После 1908 года, приняв предложение стать редактором литературных сборников «Московского книгоиздательства», он полностью прекратил свое участие в «Шиповнике».

Противостояние «Земли» и «Шиповника» началось с подготовки к печати первого литературного сборника «Московского книгоиздательства», вышедшего в свет в феврале 1908 года. К этому времени было издано уже три альманаха «Шиповника». Клестов вспоминал, что для первого выпуска «Земли» «Бунин собирал материал среди личных друзей и знакомых, среди сотрудников «Знания» и «Шиповника»» [Клестов-Ангарский 1992: 337]. Альманах складывался следующим образом:

Зайцев дал перевод незначительной вещи М. Шваба (Опечатка. Имеется в виду М. Швоб. — Ю. Р.) «Крестовый поход детей», приятель Бунина А. Федоров прислал рассказ «Петля», Шолом Аш — рассказ «Грех». Но всего этого для первого сборника нового Издательства было, конечно, недостаточно. По настоянию Леонида Андреева обратились к А. Серафимовичу, который прислал небольшой рассказ «Дочь». Сам Бунин дал лишь перевод из Лонгфелло и этюд «Тень птицы» [Ангарский 1910–1930-е: 14].

Центральное место в первом альманахе «Земля» занимал открывавший сборник рассказ Андреева «Проклятие зверя». Примечательно, что в конце третьего альманаха издательства «Шиповник» в перечне произведений, готовящихся к выходу в ближайших книгах, среди прочего анонсировался и этот андреевский рассказ [Литературно-художественный… 1907: 309]. Сам Андреев пояснял сложившуюся ситуацию в письме К. Пятницкому от 13 декабря 1907 года следующим образом: «»Проклятие зверя» я отобрал у «Шиповника» и передал в сборник «Земля», Бунину, взамен «Любви студента», которую вследствие нездоровья написать к назначенному мною сроку не мог» [Литературное… 1965: 524].

Ключевым произведением первого сборника «Земля» являлась также повесть А. Куприна «Суламифь», история борьбы за которую закончилась прекращением сотруд­ничества ее автора с «Шиповником» и покупкой прав на издание всех последующих произ­ведений писателя «Московским книгоиздательством» [Ромайкина 2019: 159]. Блюменберг писал Бунину 7 января 1908 года:

Многоуважаемый Иван Алексеевич! Вот уже несколько дней как я нахожусь в Петербурге — устраивал крупные дела с Куприным. — Одним словом выкупил Куприна от «Шиповника» и получил всю Суламифь, и 4ый том. — Уже это сегодня закончил, уплатив Шиповнику около 5000 руб., и получил рукопись от Куприна. Завтра выезжаю в Москву [Блюменберг 1908: 1].

Показательны предположения Блюменберга о трудном финансовом положении «Шиповника», которыми он делился с Буниным в приписке к вышеупомянутому письму: «Хотел бы знать только одно: Что собственно сделал Шиповник? Что это за комбинация с продажей 4го т. и уступкой прав на Суламифь? Не последнее ли это воздыхание? Или эти 5000 помогут им временно пережить денежный кризис!!?» [Блюменберг 1908: 2]. В неопубликованных воспоминаниях Клестов разделял соображения Блюменберга:

  1. В литературных сборниках «Земля» были выпущены следующие произведения Крашенинникова: «Меблированные комнаты» (сб. 2, 1909), «Жизнь Игнатия Ильича» (сб. 6, 1911), «Девственность. Записки странного человека» (сб. 12, 1913), «Плач Рахили» (сб. 15, 1914), «Амеля» (сб. 16, 1915), «Осень» (сб. 19, 1916).[]
  2.  В «Шиповнике» вышли следующие произведения Андреева: «Жизнь Человека» (кн. 1, 1907), «Тьма» (кн. 3, 1907), «Смерть Человека» (кн. 4, 1908), «Рассказ о семи повешенных» (кн. 5, 1908), «Мои записки» (кн. 6, 1908), «Черные Маски» (кн. 7, 1908), «Сын Человеческий» (кн. 9, 1909), «Анфиса» (кн. 11, 1909), «Gaudeamus» (кн. 13, 1910), «Рассказ змеи о том, как у нее появились ядовитые зубы» (кн. 14, 1911), «Сашка Жегулев» (кн. 16, 1911), «Екатерина Ивановна» (кн. 19, 1913), «Каинова печать» (кн. 22, 1914), «Письма о театре» (кн. 22, 1914), «Тот, кто получает пощечины» (кн. 24, 1916), «Иго войны» (кн. 25, 1916), «Милые призраки» (кн. 26, 1917). Кроме того, в 1908–1909 годах Андреев являлся редактором альманахов «Шиповника».[]
  3. Во второй книге альманаха издательства «Шиповник» были напечатаны стихи Бунина «Петров день», «Проводы», «Геймдаль», «Александр в Египте» и рассказ «У истока дней», а в третьем выпуске «Шиповника» — рассказ «Астма» («Белая лошадь»).[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2021

Литература

Азбукин Д., Блюм В. И., Горький А. М., Залкинд А. Б., Каннабах Ю. В., Сакулин П. и др. Статьи и заметки о романах Н. А. Крашенинникова «Девственность» и «Целомудрие» // РГАЛИ. Ф. 1086. Оп. 3. Ед. хр. 183.

Ангарский Н. С. «Литературные воспоминания» (1910-е). Воспоминания. <1930-е>. Машинопись с правкой М. Н. Ангарской // РГАЛИ. Ф. 24. Оп. 3. Ед. хр. 12.

Бабичева Ю. В. Леонид Андреев в борьбе с «арцыбашевщиной» //
Андреевский сборник: Исследования и материалы / Под ред. Л. Н. Афонина. Т. 37 (130). Курск: Кур. гос. пед. ин-т, 1975. С. 114–128.

Блюменберг Г. Письма И. Бунину «Московского книгоиздательства» за подписью Блюменберга (1907–1912) // РГАЛИ. Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 294.

Блюменберг Георгий. Письмо И. Бунину от 7 января 1908 г. // РГАЛИ. Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 60.

Боривой. Литературные очерки. О журналах и сборниках. Три произведения Леонида Андреева: «Великан», «Проклятие зверя» и «Царь-
Голод» // Голос правды. 1908. 22 марта. С. 2.

Бунин И. А. Письма 1905–1919 годов / Под общ. ред. О. Н. Михайлова. М.: ИМЛИ РАН, 2007.

Бурнакин А. Чад и копоть // Новое время. 1913. 22 марта. С. 5.

Вергежский А. Земля. Сборник первый. Московское кн-ство. 1908 г. // Речь. 1908. 14 февраля. С. 6.

Голубева О. Д. Из истории издания русских альманахов начала ХХ века // Книга: Исследования и материалы. Сб. 3 / Гл. ред. Н. Кухарков. М.: Изд. Всесоюз. кн. палаты, 1960. С. 314–327.

Голубева О. Д. Книгоиздательство писателей в Москве (1912–1923 гг.) // Книга: исследования и материалы. Сб. 10 / Гл. ред. Н. Сикорский. М.: Изд. Всесоюз. кн. палаты, 1965. С. 192–220.

Гржебин З. И. Письма А. Г. Горнфельду. 1905–1907 и т. д. // РО РНБ. Ф. 211. Оп. 1. Ед. хр. 662.

Динерштейн Е. А. Синяя птица Зиновия Гржебина. М.: НЛО, 2014.

Зайцев Б. К. Собр. соч. в 11 т. Т. 10 (доп.) / Сост. Е. К. Дейч и Т. Ф. Прокопов. М.: Русская книга, 2001.

И. Бунин в переписке с Ф. Сологубом: к истории издания сборников «Земля» / Предисл. и публ. А. В. Лаврова // Русская литература. 1996. № 3. С. 181–187.

Измайлов А. Бедные родственники и наследство Достоевского (Новая повесть М. Арцыбашева) // Русское слово. 1909. 7 марта. С. 1.

Келдыш В. А. Альманахи издательства «Шиповник» // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905–1917: буржуазно-либеральные и модернистские издания / Отв. ред. Б. А. Бялик. М.: Наука, 1984. С. 257–294.

Клестов-Ангарский Н. Литературные воспоминания / Публ. М. Ангарской // Вопросы литературы. 1992. № 2. С. 329–360.

Крайний Антон. Альманахи // Русская мысль. 1911. № 1. С. 207–210.

Кранихфельд Вл. По поводу сб. «Знания». Об авторском праве и о сборниках «Знания» // Современный мир. 1908. № 8. С. 64–81.

Леденев А. В. Горьковское «Знание» и другие литературные объединения начала XX века: Дис. <...> канд. филол. наук. М., 1984.

Литературное наследство. Т. 72: Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка / Ред. И. С. Зильберштейн, К. П. Богаевская. М.: Наука, 1965.

Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». Кн. 3. СПб.: Шиповник, 1907.

Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». Кн. 4. СПб.: Шиповник, 1908.

Письма Л. Андреева и И. Бунина / Публ. и коммент. И. Газер //
Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 162–193.

Пущин Лев. «Земля», «Шиповник» и другое // Русская мысль. 1909. Кн. 3. С. 174–180.

Ромайкина Ю. С. Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник» (1907–1917): тип издания, интегрирующий контекст: Монография / Под науч. ред. А. А. Гапоненкова. Саратов: Саратовский источник, 2018.

Ромайкина Ю. С. И. А. Бунин — редактор сборников «Земля» // Национальные образы мира в литературе: Cб. ст. по материалам Международной XXXVI Зональной конференции литературоведов Поволжья. Н. Новгород: Мининский ун-т, 2019. С. 157–161.

Семи. Литература и жизнь // Терек. 1916. 9 июня. С. 2.

Тарасова А. А. Сборники «Земля» // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905–1917: буржуазно-либеральные и модернистские издания / Отв. ред. Б. А. Бялик. М.: Наука, 1984. С. 48–64.

Философов Д. Без стиля // Московский еженедельник. 1908. 18 февраля. С. 36–48.

Чуковский К. И. Русская литература [в 1910 году] // Чуковский К. И. Собр. соч. в 15 тт. / Общ. ред. Е. Ивановой, Е. Чуковской. Т. 7. М.: ТЕРРА-
Книжный клуб, 2003. С. 503–513.

Щеглова Л. Земля. Сборник тринадцатый. М. Арцыбашев — Ревность, Семен Юшкевич — Леон Дрей // Современник. 1913. № 12. С. 299–300.

<Якубович П. Ф.> Литературно-художественные Альманахи издательства «Шиповник». III. СПб. 1908 // Русское богатство. 1907. № 12. С. 171–175.

Цитировать

Ромайкина, Ю.С. Сборники «Земля» как «московская вариация» петербургского «Шиповника» / Ю.С. Ромайкина // Вопросы литературы. - 2021 - №4. - C. 215-239
Копировать