№6, 1981/Хроника

«…С радостью вписываю в альбом Иннокентия Мемноновича…»

Вот он лежит передо мной на столе, завернутый в зеленоватый пергамент, скромный альбом1. Перелистываю страницы и вижу: нет, это не просто альбом автографов, это Нечто иное. Отрывки из прозы и стихов, подчас целые многострочные стихотворения; развитые, доказательные критические пассажи, дневниковые записи, а рядом пародии, дружеские и не вполне дружеские эпиграммы, «веселость едкая литературной шутки», рисунки пером, акварелью… А какие имена: А. Ахматова, Б. Пастернак, С. Городецкий, Н. Тихонов, В. Иванов, М. Волошин, В. Рождественский, Б. Лавренев, С. Спасский, В. Панова, М. Слонимский, А. Прокофьев, В. Шкловский, С. Рерих, В. Саянов, Л.. Рахманов, С. Образцов, К. Федин, В. Шефнер, И. Эренбург, К. Симонов! И это далеко не все. Участвовали в создании этого «свода» и те, кто только ныне вошел в зенит своей литературной судьбы. Хозяин альбома предугадал их путь и предложил им, тогда еще совсем молодым людям, место на страницах рядом с корифеями. Есть в альбоме страницы Г. Эмина и М. Дудина, И. Андроникова и С. Образцова. Однако не стоит затемнять суть скукой перечисления, заметим только, что всего в альбоме более шестидесяти мемориальных страниц.

Кто же хозяин альбома?

Это Иннокентий Мемнонович Басалаев. Видимо, имя это почти ничего не скажет широкому читателю, быть может, только в литературной среде, да и то у людей старшего поколения, пробудит оно кое-какие ассоциации. Посему расскажем без излишних подробностей об этом примечательном человеке.

Он родился в 1897 году в Ташкенте и всегда считал себя «туркестанцем». Всю жизнь он был предан своей среднеазиатской молодости, товарищам далеких, еще дореволюционных лет. Друг и земляк Басалаева Михаил Фроман отметил это на страницах альбома:

«Дорогой Басалаев, мало, что Вы хороший человек и поэт, Вы еще настоящий туркестанец, все это вместе взятое заставляет меня крепко любить и помнить Вас».

Эта запись свидетельствует и о том, что в те годы друзья считали Басалаева поэтом. И все-таки путь Басалаева в литературе связан с прозой. В начале 30-х годов он переехал в Ленинград. Появились в печати его повести и рассказы, очерки и рецензии. Некоторые из них – «Петергофская бабушка», «Яблоня», «Белая лошадь» – и до сих пор припоминаются в ленинградском литературном кругу.Долгие годы работал Басалаев в ленинградском журнале «Звезда». Он принимал живейшее участие в литературной жизни города, был непременным участником многих вечеров, дружеских застолий, писательских встреч, много разъезжал но стране.По всей вероятности, альбом был постоянным спутником Басалаева. В 30-е годы он пополняется записями особенно активно. Здесь прежде всего цвет ленинградской литературы: Н. Тихонов, Б. Лавренев, В. Рождественский, С. Спасский, В. Саянов; здесь и молодые литераторы, на рубеже 30-х годов начинавшие свой творческий путь: Л. Рахманов, П. Лукницкий. Попадаются на этих страницах имена ныне полузабытые, отчетливо известные только историкам литературы. И от этого альбом только богаче – отражая реальный участок литературной истории во всей ее сумятице, сложности, многоплановости.Альбом этот много путешествовал вместе с хозяином. Побывал в Москве и в дальних командировках, проследовал в Коктебель к Максимилиану Волошину. В артистической обстановке дома Волошина, где гостили не только литераторы, но и ученые, актеры, журналисты, пополнялась коллекция басалаевских автографов.Здесь следует отметить, что дневниковые записи Басалаева, его необыкновенно хваткая и подробная память легли в основу книги воспоминаний, собранной им уже в 60-х годах. Она пока еще ждет своего издателя.Среди записей в басалаевском альбоме прежде всего выделяется большая группа автоцитат. Определение их источника представляет, пожалуй, здесь основной интерес для исследователя. Ну и, конечно, выбор автоцитаты отчетливо характеризует пишущего. Вот запись Всеволода Рождественского от 8 сентября 1929 года:

«…Ничего нет на свете

прекрасней дороги.

Не жалей ни о чем, что легло

позади…»

На нижнем срезе листа приписка: «Иннокентию Басалаеву – дружески в Коктебеле». Это строки из стихотворения «В путь». Опубликовано оно было впоследствии в сборнике «Гранитный сад».

На соседних страницах стихи Сергея Спасского:

  1. Ныне этот альбом находится в ахриве. И. М. Наппельбаум в Ленинграде []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1981

Цитировать

Рейн, Е. «…С радостью вписываю в альбом Иннокентия Мемноновича…» / Е. Рейн // Вопросы литературы. - 1981 - №6. - C. 308-313
Копировать