№4, 1963/На темы современности

Рыцарь революционно-писательского долга

Судьбы и пути развития искусства социалистического реализма сегодня волнуют поистине весь наш народ. Хозяин и строитель жизни, творец коммунизма, советский человек имеет право не только выносить свой читательский приговор произведениям искусства, но и активно вмешиваться в процесс его развития, участвуя в создании новых художественных ценностей.

Мы любим красоту, жадно к ней тянемся. Нас не прельщают и не могут прельстить ни бумажные цветы беспредметной формалистической эквилибристики, ни приземленные, псевдореалистические произведения, искажающие правду жизни. Мы не принимаем «искусства», свободного от больших идей, от подлинной человечности, от святого гнева, испепеляющего гниль и погань. Искусство-это сфера высоких мыслей, тонких и чистых чувств, помогающих переделывать, строить, утверждать жизнь.

У советской поэзии – большие, славные традиции, глубокие корни. Опираясь на великие достижения русской классической литературы, литература социалистического реализма ведет свою родословную от пролетарской литературы дооктябрьских и первых октябрьских лет, от гигантов Горького и Маяковского и плеяды их соратников и единомышленников. В этом славном ряду одно из почетных мест принадлежит Демьяну Бедному, которому советская поэзия многим обязана и 80-летие которого мы отмечаем в эти дни.

Размышляя о судьбах нашей поэзии, о перспективах ее развития, нельзя не видеть необходимости глубокого и объективного изучения основных проблем наследия и традиций Демьяна Бедного. Эта статья – не исследование биографии или творческого пути, а скорее самый общий очерк основных, определяющих черт творчества Демьяна Бедного, роль которого в создании и утверждении советской поэзии велика и благородна.

* * *

Творчество и общественно-политическая деятельность выдающегося советского поэта Ефима Алексеевича Придворова, вошедшего в нашу революцию и литературу под всенародно известным именем Демьяна Бедного, – одно из самых характерных и значительных Проявлений связи поэзии с жизнью, активного участия литературы в революционном преобразовании жизни.

В героической истории становления социалистического строя и порожденной им новой литературы поэзия Демьяна Бедного оставила яркий след.

Демьян Бедный был революционным поэтом-бойцом в самом точном смысле этого высокого определения. Он не только воспевал революцию, но, прежде всего, стремился участвовать в ней каждым своим стихотворением, басней, фельетоном, агиткой.

Активным, непосредственным участием в классовых боях революционный поэт снискал любовь миллионов трудящихся, вызвал лютую ненависть во вражьем стане. Об этом, между прочим, полезно помнить не только читателям, но и тем из поэтов, которые склонны радоваться любой похвале наших идейных противников, которые не понимают, что такие похвалы бывают нередко, по выражению К. Симонова, стыдными для советского писателя… У Демьяна Бедного надо учиться пониманию искусства не как цирковой арены, а как поля битвы за дело народа, за идеи партии.

Стихи Демьяна Бедного обрели революционную страстность уже в большевистской «Звезде», ставшей для поэта школой революционной целеустремленности, принципиальности, политической остроты, оперативности. И в полную силу они зазвучали со страниц «Правды», активным сотрудником и боевым поэтом которой он был до последних дней своей жизни.

Демьян Бедный, говорил в недавней речи перед деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев, «был в боевом строю борцов За революцию и отдал весь свой огромный талант служению великому делу освобождения трудящихся от ига эксплуататоров». Его стихи, искренние и страстные, открывали революционную правду тысячам и тысячам простых людей – рабочих, крестьян, солдат, учили их любви и ненависти, учили распознавать врагов, верить в свои силы, всегда следовать большевистским, ленинским идеям. Они обличали самодержавие и реакцию, разоблачали грабительский, антинародный характер империалистической войны, несли в массы идеи пролетарского интернационализма, крепили боевой союз рабочего класса и трудового крестьянства.

Эти стихи, «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы» 1.

Поэзия Демьяна Бедного и после гражданской войны властно вторгается буквально во все сферы жизни, в полной мере сохраняя огромную силу воздействия на массы. По тематическому диапазону, по оперативности, по силе воздействия на массы поэзия Д. Бедного и в эти годы стоит исключительно высоко.

«Демьян – это история нашего времени, отраженная в массовом сознании, рассказанная языком массы… О, эти боевые лозунги, эти «недели», от которых мы не знали отдыха: транспорт, дезертирство, электрификация, интервенция, махновщина, донецкий уголь, субботники, продналог, Лозанна, выигрышный заем, нэп, смычка города и деревни, неделя воздушного флота и т. д….» Так писал один из первых советских исследователей и историков литературы П. Коган2.

В последующие годы стихи, басни, фельетоны Д. Бедного давали отпор белоэмигрантской и империалистской клевете на Советский Союз, громили саботажников и бюрократов, обличали мещанство и обывательщину, срывали маски с церковников, воевали с неграмотностью и бескультурьем, помогали организовывать коммунистические субботники и возводить индустриальные гиганты первых пятилеток, создавать и крепить колхозы, утверждать в борьбе против формализма и эстетства незыблемые принципы социалистического реализма. Они предупреждали об опасности фашизма, быстро и точно комментировали для миллионов важнейшие события внутренней и международной жизни.

Не притупились «сатирические бивни», не иссяк революционный пафос Д. Бедного в годы Великой Отечественной войны. Его поэзия в это время оставалась разящим оружием в борьбе за нашу советскую Родину.

Значение достижений Демьяна Бедного в агитационной и сатирической поэзии – прежде всего в ее революционной целеустремленности, которая и давала его произведениям силу и художественную ценность. Они создавались для непосредственного участия в революционных битвах, оттачивались как оружие. Именно это помогало поэту находить лучшее, единственное слово, точно выражающее мысль, яркую и своеобразную художественную форму, И именно потому, что Д. Бедный был поэтом, «боевое слово, которого с честью служило делу социалистической революции» 3, очень многое из созданного им не утратило своего значения сегодня.

Не ново, но и непререкаемо верно утверждение, что для будущего особенно много делает тот, кто самоотверженно работает для своего времени. Беззаветно служа своему трудному, славному в прекрасному времени, поэт внес неоценимый вклад » сокровищницу нового, социалистического искусства.

Неоспорима и значительна роль Д. Бедного в формировании новой литературы, в становлении поэзии социалистического реализма. Среди самых выдающихся бойцов партии на литературном фронте, среди соратников Горького по собиранию сил этой новой литературы, по отстаиванию от всех и всяческих нападок чистоты ее идей и принципов – нельзя не назвать Д. Бедного в числе тех, кем сделано особенно много. Уже в годы предоктябрьского революционного подъема он вполне определился как последовательный выразитель большевистских идей, выдающийся представитель пролетарского искусства, полно и ярко воплощавший в своем творчестве то, по ленинскому определению, «демократическое без нытья, без ренегатства» 4 направление еще только формировавшейся социалистической поэзии, которое всемерно поддерживала, культивировала «Правда». Это и сделало его первым в славной плеяде поэтов-правдистов. Это определило его ведущую роль в поэзии первых лет советской власти, – он стал запевалой славного хора певцов нового общественного строя, новых отношений между людьми. Громовый голос Маяковского тоже влился в этот хор, сразу же заняв в нем особое, соответствующее таланту и темпераменту самого большого поэта нового времени положение, но было бы большой ошибкой не видеть, как созвучны его набатные стихи произведениям тех, кто скромно называл себя «предтечами» большой социалистической поэзии5, и стихам, которые писал Демьян. Темы советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, обличения международной реакции, – темы, на такой высокой и неповторимо своеобразной ноте прозвучавшие в стихах Маяковского, поднимал в своих произведениях и Д. Бедный. Он стал первооткрывателем многих важнейших тем советской литературы.

За революционную целеустремленность и перспективу, за четкость постановки острейших политических проблем, за народность и яркость поэзию Д. Бедного высоко ценил В. И. Ленин, не раз отмечавший, что поэт служит «огромную службу советской власти, партии своим пером», что творчество Д. Бедного – «действительно пролетарское творчество, оно близко рабочей массе, которая его прекрасно должна понимать» 6. Не случайно и Маяковский, как известно, не расточавший неумеренных похвал собратьям по поэтическому цеху, отмечал, что «стихи Демьяна Бедного-это правильно понятый социальный заказ на сегодня, точная целевая установка…», «для советского общества… его поэзия имеет огромное значение».

  1. Из подписанного М. И. Калининым Обращения Президиума ВЦИК к Демьяну Бедному в связи с награждением поэта орденом Красного Знамени, «Известия», 24 апреля 1923 года.[]
  2. П. Коган, Литература этих лет, М. 1923.[]
  3. Из Сообщения СНК СССР и ЦК ВКП(б) о смерти Демьяна Бедного»»Правда», 26 мая 1945 года.[]
  4. В. И. Ленин, Сочинения, т. 35, стр. 57.[]
  5. Так характеризует роль первых пролетарских поэтов активный участник декабрьского вооруженного восстания Е. Тарасов в стихотворении «Ты говоришь, что мы устали…», написанном в 1905 году («Мы не поэты, мы предтечи Пред тем, кого покамест нет…»), «Русская революционная поэзия 1895 – 1917», «Советский писатель», Л. 1957, стр. 275.[]
  6. В. Бонч-Бруевич, Ленин о поэзии, «На литературном посту», 1931, N 4, стр. 6.[]

Цитировать

Монастырский, А. Рыцарь революционно-писательского долга / А. Монастырский // Вопросы литературы. - 1963 - №4. - C. 38-48
Копировать