Не пропустите новый номер Подписаться
№5, 1988/Книжный разворот

«Русская литературная утопия»

«Русская литературная утопия». Сост., общая ред., вступ, статья и коммент. В. Шестакова, Изд. МГУ, 1986, 318 с.

Серию «Университетская библиотека», в которой появился сборник «Русская литературная утопия», отличает строгий жанровый подбор произведений, опубликованных в порой малодоступных изданиях прошлого. Принципиальное своеобразие данной серии – в предлагаемом читателю понимании жанра, представленном в контексте эпохи. Взаимодействие предисловия, комментариев, принципов издания текстов здесь складывается в целостную концепцию автора-составителя.

Утопия – один из древнейших жанров человеческой мысли, смыкающий разные виды искусств, социологию, религию, философию, литературу. Зерно и основа жанра – непременный образ «блаженной страны», «земли обетованной», до мельчайших подробностей разработанное описание общественной, прежде всего государственно-политической и частной жизни воображаемого края, отвечающее определенному идеалу социальной гармонии. Утопия – один из наиболее емких и вместе с тем противоречивых жанров. Поэзия, пронзительное лирическое начало стремящегося вырваться за пределы своего времени воображения уживаются с трезвой и жесткой рационалистической конструкцией, научно выверенным описанием, скрупулезно подобранными фактами, подкрепляющими убедительность изображения «места, которого нет». Утопия литературная может принимать «открытую» форму трактата или романа в чистом виде и быть «произведением в произведении», запрятанным внутрь художественного текста, по-своему, издалека влияя на общую структуру. Вторую разновидность необходимо различить, увидеть, доискаться и под ее углом рассмотреть общую панораму. Во вступительной статье В. Шестакова намечена история жанра, ее ключевые линии от первых подлинно утопических описаний идеальной страны у Платона в диалоге «Тимей» и в «Республике» к «Утопии» Томаса Мора, оказавшей огромное влияние на развитие европейской общественной мысли; к определяющим явлениям жанра XVII века – «Городу Солнца» Кампанеллы, «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона, «Океании» Дж. Гаррингтона. Утопия стала к XVII веку органической частью социального мышления, «лабораторией идей»; это описания воображаемых экспериментов, попытки предуказать земной итог истории помимо исторического развития общества.

В статье справедливо ставится проблема утопического мышления в целом как совершенно особой интеллектуально-художественной области творчества. В этой связи обсуждаются «пограничные» сферы, важнейшие сопутствующие вопросы, «опознавательные» знаки утопии. Утопия позитивная, «чистый» дидактический трактат, предлагающий оптимальный вариант людского общежития, и антиутопия, в XVIII веке смыкающаяся с антиутопической сатирой (Б. Мандевиль, Свифт, Дефо, Вольтер), острой полемикой, с фантасмагорией и пасторалью, раблезианской мистификацией, занимательным жизнеописанием (как у У.

Цитировать

Пенская, Е. «Русская литературная утопия» / Е. Пенская // Вопросы литературы. - 1988 - №5. - C. 261-263
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке