№5, 1972/Жизнь. Искусство. Критика

«Руку, товарищ критик!»

Александр Фадеев много раз бывал в Ленинграде, и я не припомню случая, чтобы, приезжая к нам, он не встретился с литературоведами и критиками. Это могла быть домашняя беседа, или совещание в писательском союзе, или мощная, громовая дискуссия, каких немало было у нас и в очень давние годы (когда А. Фадеев, Ю. Либединский, М. Чумандрин отстаивали интересы советской литературы в борьбе с буржуазно-реставраторскими тенденциями), и в послевоенное десятилетие (когда обсуждались теоретические вопросы социалистического реализма, проблемы романтики, пути взаимосвязей национальных литератур).

Но А. Фадеев в этих своих интересах и связях не был одинок. Мы.помним, с какой непринужденностью, душевностью и творческим горением участвовали в литературных спорах своего времени, в беседах и дискуссиях с историками и теоретиками литературы Ю. Тынянов, К. Федин, В. Вишневский, А. Прокофьев, В. Каверин, Б. Лавренев, В. Саянов, С. Маршак, М. Козаков.

Традиция эта жива и по сию пору. Иной раз можно бы, конечно, пожелать более широкого участия прозаиков и поэтов в творческих дебатах, застрельщиком которых выступает «критический цех». Но факты нашего живого общения со многими из них – с Д. Граниным, М. Дудиным, О. Шестинским, О. Берггольц, Г. Гором, Н. Брауном, В. Азаровым, М. Борисовой, Л. Успенским, их выступления по творческим вопросам на собраниях и в печати дают нам уверенность в том, что изучать и решать проблемы современного литературного развития мы будем не только опираясь на творения художников слова, но и в непосредственном с ними контакте.

Деятельность критиков и литературоведов в условиях такого мощного культурного и научного центра, каким является Ленинград, отличается необычайным многообразием.

Крупная писательская организация страны, насчитывающая четыреста человек; сотни книг, выпускаемых издательствами; три литературно-художественных ежемесячника («Звезда», «Нева», «Аврора»); специальное историко-литературное издание, выходящее четыре раза в год (журнал «Русская литература»); четыре ежедневных газеты, несколько программ радио- и телевизионных передач; один из крупнейших в нашей стране центров литературной науки – Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР; искусствоведческие и филологические кафедры четырех высших учебных заведений; литературные музеи, в том числе мемориальные квартиры-музеи Пушкина, Некрасова, Достоевского; наконец, обширная сеть культурно-просветительных учреждений – такова сфера приложения литературоведческих сил в Ленинграде.

Научные конференции по вопросам литературы, созываемые в нашем городе, проходят при участии литературоведов многих городов и стран. Не случайно Ленинград был избран местом проведения международного симпозиума по проблемам романа, состоявшегося несколько лет тому назад, и совещания текстологической комиссии при Международном комитете славистов, проходившего в мае 1971 года. На базе Ленинградского университета в 1970 году была проведена конференция по проблемам испанской филологии. Институт русской литературы организовал целую серию пушкинских и некрасовских конференций, провел всесоюзные дискуссии по вопросам фольклора, конференции, посвященные Ф. Достоевскому, Л. Андрееву, И. Бунину, А. Куприну. Неуклонно расширяется круг имен советских писателей, творчество которых становится предметом всестороннего рассмотрения на научных симпозиумах. Лишь за последние два года Пушкинский дом провел всесоюзные конференции, посвященные творчеству Вс. Иванова, С. Есенина, М. Шолохова, Л. Леонова, Н. Тихонова, К. Федина.

Далеко не редким стало участие ленинградских литературоведов в международных симпозиумах, проводимых за границей. Многие ученые выезжали в зарубежные страны (в ГДР, Польшу, Румынию, Францию) для чтения лекций. Некоторые из наших коллег состоят членами иностранных академий и научных обществ; совсем недавно М. П. Алексеев и Д. С. Лихачев были избраны в состав Сербской Академии наук и искусств.

Город наш с первых лет революции был инициатором замечательных литературных начинаний. М. Горький еще в 1918 году, создав первое в нашей стране издательство художественной литературы («Всемирная литература»), заложил основы советской текстологии и советской переводческой культуры. В основанной Горьким «Библиотеке поэта» (выходящей сейчас вторым изданием в Большой серии и третьим – в Малой серии) на протяжении ряда лет разрабатывались принципы исследования и публикации произведений отечественной поэзии. Подлинной школой литературоведения, источниковедения, текстологии и библиографии стали академические издания сочинений русских классиков (сравнительно недавно был завершен выпуск полного собрания сочинений и писем Тургенева; сейчас издается полное собрание сочинений Достоевского).

Начинанием самых последних лет является комплексное изучение научных дисциплин, художественной литературы и разных видов искусства. Оно объединило писателей, критиков, филологов, искусствоведов с деятелями театра и кино, с представителями гуманитарных, естественных и точных наук. В Ленинградской писательской организации образована специальная Комиссия по взаимосвязям литературы, искусства и науки; более широкая по своим функциям комиссия создана в Научном совете по истории мировой культуры АН СССР; возглавляет обе комиссии Б. Мейлах. Первые результаты изысканий, произведенных в этой области, были обсуждены на всесоюзных симпозиумах в 1963 и 1966 годах. В дискуссиях о путях комплексного изучения художественного творчества участвовали прозаики В. Панова, Л. Рахманов, М. Слонимский, И. Грекова, Д. Гранин, литературоведы Б. Егоров, М. Храпченко, Ю. Борев, Д. Лихачев, Е. Брандис, Б.

Цитировать

Эвентов, И. «Руку, товарищ критик!» / И. Эвентов // Вопросы литературы. - 1972 - №5. - C. 69-77
Копировать