№6, 1966/Зарубежная литература и искусство

Ромену Роллану посвящается

В ознаменование 100-летия со дня рождения Ромена Роллана в Париже вышел специальный номер журнала «Эроп» 1, основанного в свое время этим писателем вместе с Жан-Ришаром Блоком. В журнале публикуются воспоминания о встречах с Ролланом, статьи о его творчестве, не издававшаяся ранее переписка, дневники. Материалы знакомят с отдельными периодами жизни писателя, вводят в мир созданных им художественных образов, в его творческую лабораторию. Они помогают полнее представить место художественного наследия Роллана в сокровищнице национальной и мировой культуры.

В числе авторов номера «Эроп» выдающиеся общественные деятели, писатели, литературоведы: Жорж Коньо, член Французской Академии Андре Моруа, широко известные прозаики, поэты – Робер Мерль, Жак Гошерон, Бернар Клавель и др. В чествовании памяти французского писателя-интернационалиста приняли участие немецкие литераторы Арнольд Цвейг, Вольфганг Йохо, советские и чехословацкие исследователи творчества Роллана.

Книжка журнала богата иллюстрациями. Мы видим старые улицы Кламси, городка, где родился Роллан и невдалеке от которого находится его могила; юношу Роллана в годы ученичества; автограф его автобиографии, фотокопию телеграммы, посланной Роллану Максимом Горьким в 1914 году; являемся свидетелями встреч Роллана со многими выдающимися литераторами, учеными, художниками, общественными деятелями: Морисом Торезом, Луначарским, Ланжевеном, Немировичем-Данченко, Горьким, Мазереелем.

Из краткого введения, открывающего журнал, читатель узнает о ценной традиции «Эроп» – отмечать большие роллановские юбилейные даты выпуском специальных номеров. Они выходили в 1925 и 1960 годах; это третий целевой номер.

Статьи и отзывы писателей и литературоведов характеризуют крупнейшие «произведения и циклы Ромена Роллана. А. Моруа выражает свое восхищение книгами Роллана «Бетховен», «Жизнь Толстого». Описания Ролланом жизни знаменитых людей, по определению Моруа, – не просто биографии, «это встречи великого ума с моделями, которые он ставил в пример себе и предлагает нам». Моруа приводит слова Роллана о Толстом как одном из своих учителей: «Я им страстно восхищался. Я научился у него противостоять в жизни, презирать лживое искусство, любить народ, ненавидеть войну».

Пьер Параф говорит о том влиянии, которое оказал на молодое поколение автор «Жан-Кристофа» перед войной 1914 – 1918 годов и в период самой войны. Для его сверстников Роллан был «сеятелем мира и носителем бурь».

Как одно из крупнейших творческих начинаний Ромена Роллана Робер Мерль характеризует цикл «Драмы революции». Этот цикл был делом почти всей жизни писателя. Р. Мерль определяет место «Драм революции» в истории ‘национальной культуры, говорит о различном к ним отношении в современной Франции, открывая завесу над политической игрой, которая продолжается вокруг имени Роллана. Буржуазия, пишет он, располагает могущественными средствами, чтобы отбросить в забытье авторов, которые ей неугодны:

  1. «Europe», novembre-décembre, Paris, 1965, N 439 – 440.[]

Цитировать

Трущенко, Е. Ромену Роллану посвящается / Е. Трущенко // Вопросы литературы. - 1966 - №6. - C. 151-154
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке