№6, 2012/Книжный разворот

Роман Сенчин. Не стать насекомым. Публицистика, критика, очерк

Роман Сенчин. Не стать насекомым. Публицистика, критика, очерк. М.: Литературная Россия, 2011. 240 с.
Сборник Романа Сенчина организован по компактному принципу, традиционному для подобных книг: подборка материалов, накопившихся за последние годы (здесь охвачен восьмилетний период: 2003—2011). Выстроенные в хронологическом порядке и объединенные авторским началом, но не тематическим единством, они оставляют впечатление как разнообразия, так и неопределенности композиционного замысла. За текстом о проблемах миграции следует статья о вмешательстве органов правопорядка в презентацию книги «Последние пионеры» в магазине «Фаланстер»; далее — очерк об абаканском андеграунде середины 90-х; есть в сборнике и статьи о современной литературе и критике XIX века. Очерк кажется наиболее выбивающимся из ряда статей и приближенным к депрессивному фону прозы Сенчина и, вероятно, мог бы войти в одну из его книг в качестве рассказа, если бы не упор на биографичность, маркированную рассказом от первого лица и упоминанием реальных персонажей.
Стиль Сенчина-прозаика узнается часто: слегка тугодумная рассудительность, заметная в просторечных оборотах («не скажуза другие регионы» — с. 13; «зачастить своими повестями и рассказами» — с. 112 и др.). Замечания критиков, отказывающих Сенчину в способности «фантазировать и даже просто сочинять»1, называющих его творчество «абсолютным нулем художественности»2 и упрекающих писателя в «небрежности и литературнойглухоте»3, не всегда стоит воспринимать как инвективы: из пренебрежения красотами стиля, из требования идентичности бытового языка и художественной речи (а вернее, их неразличения) может родиться индивидуальная стилевая манера. Кажется, мы имеем дело именно с таким случаем. Талант прозаического свойства тем не менее чувствуется, и именно он позволяет автору создавать эффект разрушенного читательского ожидания: статья с полемически-пародийным названием «Приструним безобразников!» о фаланстеровской презентации начинается с неприкрытого возмущения, подчеркнутого все теми же просторечиями: «А?..», «Доколе!», «Это ж надо!» Прием стилизации осознаешь не сразу,  2011. № 10.настораживаясь при сопоставлении «красавцев-гигантов вроде «Москвы» или «Библио-Глобуса»» и «притаившегося в темной подворотне «Фаланстера»» (с. 13).

  1. Беляков С. Новые Белинские и Гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. № 4. []
  2. Фролов И. Деревянные солдаты Романа Сенчина // Бельские просторы. 2010. № 1. []
  3. Беляков С. Роман Сенчин. Неоконченный портрет в сумерках // Урал.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2012

Цитировать

Кутенков, Б.О. Роман Сенчин. Не стать насекомым. Публицистика, критика, очерк / Б.О. Кутенков // Вопросы литературы. - 2012 - №6. - C. 490-493
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке