№8, 1961/Зарубежная литература и искусство

Решая важные проблемы

1960 год был для румынского литературоведения и литературной критики годом довольно плодотворным. Это в значительной мере определяется тем, что в предшествующем году в честь пятнадцатой годовщины освобождения нашей страны появилось немало значительных произведений в области прозы, поэзии и драматургии. Естественно, литературоведение и критика чувствовали себя призванными анализировать новый опыт литературы, накопленный в развитии ее по пути социалистического реализма. В конце 1959 года вышел специальный номер журнала «Студий шй черчетэрь де историе литерарэ ши фольклор» («Труды и исследования по истории литературы и фольклору»), в котором были помещены шестнадцать статей научных сотрудников Института истории литературы и фольклора Академии РНР. В каждой из этих статей подводился итог достижениям в определенной области литературного творчества (роман, рассказ, поэзия, драматургия, критика, перевод, литературная печать и т. д.) 1. Приблизительно в это же время вышло из печати отдельным изданием крупное исследование Думитру Мику «Современный румынский роман» 2, в котором дан систематизированный обзор самых значительных романов румынских писателей, появившихся за последние пятнадцать лет. Здесь же следует назвать и коллективный сборник «Актуальные вопросы литературы социалистического реализма» 3, в котором нашли отражение, как указывается в предисловии от издательства, «критические дискуссии и исследования, призванные внести новый вклад в теоретическую разработку нашего творческого метода».

Сборник открывается редакционной статьей «Скынтейи» от 22 марта 1959 года. В статье, подчеркивающей успехи, достигнутые литературой в результате укрепления связи писателей с жизнью народа, отмечено, что «все же жизнь развивается гораздо быстрее и представляет собою явление значительно более сложное, богатое и интересное, чем это отражено в литературном творчестве до сих пор». Статья призывает к постоянному обогащению литературы социалистического реализма, возможному лишь при проникновении ее «в глубь современности». В сборнике участвуют литературоведы и критики всех поколений. Акад. Г. Кэлинеску опубликовал здесь статью «Ленин и литературное наследие», акад. Перпессичиус пишет в статье «Пафос и оптимизм» об успехах новой литературы. В других работах исследуются на основе конкретных примеров, взятых из румынской литературы, различные вопросы литературы: партийность и современность, мастерство и ремесло, социалистический реализм и дух нового, традиции социалистического реализма в румынской литературе, новые темы и типы в современном романе, критика и поэзия, некоторые вопросы драматургии и «краткой» прозы, политическая поэзия и т. д. Сборник привлек внимание литературной печати и читателей.

Все возрастающий интерес к вопросам социалистического реализма и идейной борьбы в эстетике и литературе можно проследить и на примере других исследований, появившихся в 1960 году. Издательство Академии РНР выпустило книгу Марчела Брязу «Художественное познание» 4. Сам автор подчеркивает, что, хотя он ставит перед собой задачу исследовать лишь одну сторону художественного творчества, он не может не иметь постоянно в виду явления во всей его сложности. Так, с самого начала Брязу определяет свою позицию в обсуждении вопроса о предмете искусства. Оценивая положительно работу А. И. Бурова «Эстетическая сущность искусства», Брязу присоединяется к тем советским авторам, которые критиковали ее за некоторую узость в разработке вопроса. По мнению Брязу, предмет искусства составляет «действительность, в которой человек присутствует активно или потенциально как общественное существо».

Далее, рассмотрев различные взгляды на познавательную функцию искусства, румынский философ останавливается более детально на специфическом способе познания действительности с помощью искусства. Он отмечает прежде всего, что, хотя в художественном познании важную (роль играет «чувственная интуиция», она неразрывно переплетается с разумным пониманием, что приводит к созданию типических образов, единственно способных выразить объективную истину.

В области художественного творчества действительность всегда отражается с помощью художественных идей, пишет М. Брязу, а эти последние определяются как «синтез чувственных, эмоциональных и рациональных элементов в общей композиции произведения искусства». В последней части своей работы

Брязу, применяя конкретно результаты своего исследования, выявляет превосходство искусства социалистического реализма, состоящее в его народном характере, а также показывает, как под влиянием буржуазной идеологии извращается гносеологическая функция искусства.

Проблемам современной идеологической борьбы посвящен сборник работ О.

  1. »Studii si cercetari de istorie literara si folclor», Anul VIII, N 1 – 2: Г. Кэлинеску, К пятнадцатилетию; Михай Новиков, По пути социалистического реализма; Марин Букур, Проблемы деревни, отраженные в романе; Илин Станку, Рассказ и повесть; Стан Веля, Драматургия; Лилиана Фишер, Гуманистическое значение технического прогресса в поэзии; Т. Вырголич, Литературная критика, К. Чукиндел, Литературная печать; Валериу Чобану, Издание румынских классиков в последнее десятилетие; Тамара Гане, Переводы из советской литературы; Елена Пиру, Переводы из мировой литературы; Родика Флоря, Наша литература за рубежом; А. Бистрицану, Литература и литературные разработки в школьных учебниках; Дан Хэуликэ, Иллюстрация художественного произведения; Овидиу Пападима, Фольклорные сборники. []
  2. Dumitru Micu, Romania rominesc contemporan, Editura de stat pentru literatura si arta, Bucuresti, 1959.[]
  3. «Probleme actuale ale liferaturii realist-sociallsfe», Editura de stat penfru literatura si arta, Bucuresti, 1960.[]
  4. Marcel Breazu, Cunoasterea estetica, Editura Acaderaiei RPR, Bucuresti, 1960.[]

Цитировать

Новиков, М. Решая важные проблемы / М. Новиков // Вопросы литературы. - 1961 - №8. - C. 123-130
Копировать