№7, 1963/Зарубежная литература и искусство

Размышления о социалистическом искусстве

Французский журнал «Нувель критик» часто привлекает внимание постановкой важных и острых вопросов современной политической борьбы, социального и культурного развития. Мы помним номер журнала, в котором разоблачался современный антикоммунизм в области политики, философии, эстетики. Широкий отклик получила проведенная журналом среди деятелей французской культуры анкета о назначении и задачах художественного творчества. Сейчас журнал открыл свои страницы для размышлений и дискуссии по проблемам развития социалистического искусства.

Критический этюд Клода Прево, оценивающий недавно вышедший роман Андрэ Стиля «Последняя четверть часа» и очерк Жана-Пьера Жуффруа «Размышления о социалистическом искусстве» 1, опубликованные в декабрьской и январской книжках журнала, служат началом дискуссии. Постановка вопросов об историческом месте социалистического искусства в художественной культуре человечества, о своеобразии путей его развития во Франции, о художественных традициях и поисках новых художественных средств приобретает, естественно, важное значение для укрепления позиций прогрессивных художников-реалистов.

Клод Прево детально анализирует роман Андрэ Стиля, его идейный замысел и содержание, художественные достоинства и недостатки, стилистическую манеру и творческий метод романиста. Критический этюд содержит познавательные и поучительные сопоставления, обобщения, помогающие видеть и понимать сложность процессов развития литературы социалистического реализма во Франции. Критик рассматривает один из многочисленных и примечательных примеров художественной практики.

Жан-Пьер Жуффруа выступает с философско-теоретическими размышлениями. Предметом его осмысления являются социальные, философские и эстетические основы искусства, различных его направлений – от современных форм абстракционизма до социалистического реализма. Автор ведет разговор главным образом о живописи, области искусства наиболее ему близкой и знакомой.

Статьи, служащие «завязкой» дискуссии, вызывают на полемику и в широком теоретическом плане, и в плане практическом.

Выбор книги Андрэ Стиля для размышлений о реальных процессах развития социалистического искусства во Франции мотивирован и оправдан. Свое творчество этот писатель неразрывно связывает с рабочим классом, с борьбой прогрессивных сил против политики и идеологии империалистической реакции. Творческим девизом Андрэ Стиль провозгласил участие средствами искусства в «актуальных битвах современности», создание произведений «по горячим следам» событий, «с доподлинным пылом истории». Пафос его многочисленных критических и теоретических выступлений – в осмыслении и развитии творческих принципов социалистического реализма.

Роман Андрэ Стиля «Последняя четверть часа», привлекающий литературными достоинствами, отмечает Клод Прево во введении к своей статье, вызывает на размышления по многим актуальным проблемам, занимающим целое поколение читателей и писателей. Прево выделяет для себя две из них;

  1. Claude Prevost, Charlemagne et l’etranger; Jean-Pierre Jouffroy, Reflections sur un art socialiste, «La nouvelle critique», 1962, decembre, N141; егоже, Pour un. art socialiste, «La nouvelle critique», 1963, Janvier, N 142.[]

Цитировать

Трущенко, Е. Размышления о социалистическом искусстве / Е. Трущенко // Вопросы литературы. - 1963 - №7. - C. 185-187
Копировать