№3, 1976/Обзоры и рецензии

Разговор о литературе – разговор о времени

«На орбите времени. Сборник литературно-критических статей», «Мастацкая Лiтаратура», Минск, 1974, 192 стр. (на белорусском языке).

Самостоятельность литературной критики относительна. Состояние ее, развитие, плодотворность ее поисков во многом зависят от уровня, достигнутого современной ей литературой, а еще больше – от глобальных по своим масштабам и воздействию на все стороны человеческого существования процессов, совершающихся в жизни общества, от общей духовной атмосферы. Умение взглянуть на самих себя и на литературу трезво, умение давать оценки с высоты существующих представлений о художественном творчестве, с высоты современного понимания проблемы человека и задач, которые ставит перед ним время, – свидетельство достигнутого уровня развития и стремления к движению. Таким образом, разговор о сегодняшней критике, если он последователен, неизбежно переливается в разговор о современной литературе, который в свою очередь разрастается до большого разговора о жизни и о времени.

В этом отношении название очередного сборника статей и рецензий белорусских критиков и литературоведов «На орбите времени» представляется точным и не вызывает особых нареканий, разве что модифицирует название предшествующего сборника «На стрежне времени» и тем самым создает ненужную путаницу. Возможно, стоило дать всем напечатанным и последующим книгам одно общее название, как это сделано в Москве, где ежегодно издается сборник «Литература и современность».

Литература, а вслед за ней и критика имеют необычайно много точек соприкосновения со временем, с жизнью, и результаты этого взаимодействия трудно предвидеть.

С точки зрения современности, многие явления литературного процесса, не только нынешнего, но и прошлого, встают в новом освещении, картина литературной жизни, в основных своих чертах уже воссозданная исследователями предшествующих десятилетий, уточняется не только в деталях, но и в некоторых своих важных моментах.

Г. Березкин, например, в статье «Купала, Богданович, русская поэзия», открывающей сборник, стремится преодолеть тенденцию некоторых современных литературоведов упрощенно показывать литературный процесс в начале нашего столетия, нивелировать его действительную сложность. В центре внимания исследователя проблема единства и многообразия творческого метода. Решается она на примере творчества Я. Купалы и М. Богдановича, вклад которых в разработку новых принципов подхода к действительности в белорусской литературе был особенно плодотворным и индивидуально своеобразным. Автор статьи показывает, что, сходясь в главном – в стремлении создавать новую белорусскую литературу, они различались в способах осуществления своей миссии – прежде всего как неповторимые писательские и человеческие индивидуальности. То, что представляется с точки зрения некоторых нынешних исследователей недостатком в творчестве М. Богдановича в сравнении с творчеством Я. Купалы, на самом деле было своеобразной метой его индивидуальных поисков в области творчества, знаком его оригинального художественного таланта. У каждого была своя поэтическая система, собственные творческие принципы и симпатии, свои взгляды на белорусскую поэзию и ее задачи. «Литература, – справедливо замечает Г. Березкин в статье, – являясь коллективным, общественным делом, есть вместе с тем живой и многогранны процесс взаимодействия разных личностей».

Многообразие творческих индивидуальностей в рамках единого художественного метода – источник развития этого метода, причина его жизнеспособности. Стремление подогнать творческий опыт и усилия одного художника под опыт и усилия другого, «подверстать» Богдановича под Купалу, доказывает автор статьи, ведет к обеднению действительной картины литературного процесса. Историко-сравнительный анализ в этом смысле должен служить не возвеличению одного писателя за счет другого, а выявлять творческую индивидуальность, природу поэтического таланта каждого, их роль и место в истории литературы.

Автор статьи много сделал для того, чтобы определить действительное место Я. Купалы и М. Богдановича в истории белорусской литературы. Но остатки традиции, в соответствии с которой способность М. Богдановича к собственно художественному творчеству недооценивалась, помешали Г. Березкину быть последовательным в стремлении выявить действительный масштаб деятельности поэта, понять психологию его творчества. Действительно, М. Богданович в сравнении с Я. Купалой выглядит менее эмоциональным. Да, роль абстрактного мышления, интеллекта в творческом процессе Богдановича в самом деле значительна, и поэт действительно много экспериментировал. Но не его вина, что многие его произведения, написанные в порядке «эксперимента», с целью развить белорусскую просодию и познакомить читателя с образцами поэтики более развитых литератур, иногда даже в виде творческой учебы у классиков русской и мировой поэзии (так называемые стихотворения «школы», многие из которых были предназначены, так сказать, для внутреннего пользования), мы, увлеченные понятным стремлением знать о поэте все и радоваться каждому его слову, ставим в один ряд с его поэтическими шедеврами. Лучшие стихотворения, Богдановича – всегда результат как раз того, что чувство художника прошло через испытание «холодом мысли», доказало свою истинность и значительность – и не утратило своей начальной энергии и непосредственности, а, наоборот, обнаружилось во всей своей силе и полноте. Интеллектуальные склонности поэта в данном случае выразились в высокой степени его требовательности к себе и своему слову.

Статья Г. Березкина хорошо подводит читателя к разговору о современной белорусской литературе. Такой разговор в сборнике начинают Д. Бугаев и Л. Короткая. В своих статьях они стремятся создать литературные портреты двух талантливых представителей современной белорусской прозы – М. Лобана и И. Науменко.

В кругу рассмотрения Д. Бугаева по существу все творчество М. Лобана, хотя больше всею он говорит о его романах «На пороге будущего» и «Городок Устронь», ибо в них наиболее полно и выразительно обнаружился эпический талант прозаика, его личный человеческий и социальный опыт, его масштабные замыслы и творческие стремления. Анализируя идеи и образы, стилевую систему второй части задуманной М. Лобаном трилогии, «Городок Устронь», автор статьи показывает, как общие соображения писателя «о правде и справедливости» – «оружии коммунизма», о вере как огромной силе в борьбе за будущее, «о жизни и судьбе людей того поколения, которое прошло сквозь огонь революции, гражданской войны и последующих испытаний нашего столетия», превращаются в художественные образы, преломляются в динамическом сюжетном действии. Как раз сюжетная острота, драматизм, даже трагизм конфликта между героями, в котором читатель видит отражение острой общественной борьбы, заставляют нас продолжать те размышления, из которых исходил сам автор, создавая роман.

Статья Л. Короткой «Крылья юности», в которой суммируются творческие достижения И. Науменко, привлекает внимание аналитичностью. Избранная автором манера литературного эссе, в соединении с дотошностью ученого-литературоведа, помогает проникнуть в мир творчества писателя. Этому содействует и то, что у Л. Короткой свои, очень личные отношения к героям, проблемам, мотивам, мыслям И. Науменко – отношения человека, принадлежащего к поколению, о котором прозаик повествует особенно вдохновенно; более того – автор статьи сама прошла путь, во многом похожий на тот, который выпал на долю героев. Личный опыт ее «подсвечивает» литературоведческие размышления.

То, что И. Науменко из произведения в произведение обращается по существу к изображению одной и той же поры в жизни человека – к изображению «семнадцатой весны», – не случайность. Автор статьи рассматривает творчество писателя с точки зрения именно его внутренней темы, пытаясь ответить на вопрос, что привлекает его как писателя и как человека в молодых героях. Она верно считает, что эта особенность творчества И. Науменко свидетельствует о стремлении выверять себя и других великой мерой идеалов и мечтаний юности, показывая чистоту стремлений и чувств, романтическую приподнятость желаний, готовность к великим свершениям своих юных героев. Сопоставляя творческий опыт Науменко-рассказчика и Науменко-романиста, Л. Короткая убедительно показывает, как углубляется художественная разработка главной темы творчества писателя в его трилогии, посвященной событиям Великой Отечественной войны, и как все более полно и многогранно развертывается в ней его эпический талант.

Самоощущение современного человека, характер его восприятия и понимания окружающего мира изменились. Изменения эти затронули и его отношения к природе, а значит, и к своей собственной природе, ибо человек – существо не только социальное, но и биологическое. Вл. Гниломедов в статье «Чтобы победила гармония» стремится проследить, как многообразные процессы развития современной науки и техники воздействуют на формирование человека, его внутреннего мира, его эстетического отношения к действительности и его нравственности. Из многочисленных проблем, поставленных научно-технической революцией перед литературой и искусством, автор выделяет острую проблему моральной ответственности человека за свои поступки, за жизнь людей, за будущее планеты и внимательно исследует, как она решается в произведениях М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, В. Витки, А. Вертинского и др. В стихотворениях этих поэтов он ценит прежде всего трезвый, реалистический, но одновременно и поэтический взгляд на отношения человека и природы, не только умение видеть, слышать и понимать окружающий мир, но и стремление выдвигать «позитивную программу» борьбы за победу гармонии. Ему по душе мысли М. Танка о необходимости обновления связей с «землей, камнями, травой», высокая одухотворенность аналитического поиска П. Панченко, масштабность поэтического мышления А. Кулешова, злободневные заботы В. Витки о защите всего живого на земле. Основными особенностями белорусской современной поэзии он справедливо считает острую проблемность, философичность художественного мышления, яркую эмоциональность. Автор статьи прав, когда говорит об опасности излишней описательности, холодно-спокойной созерцательности, мелкотемья и сентиментальности.

Безусловно, критика может (и должна) замечать не только положительное в осмыслении нового в жизни, но и недостатки (или то, что кажется недостатками на первый взгляд). Однако, как мне представляется, не стоит к числу последних относить так называемый экологический пессимизм некоторых поэтов, называть неплодотворным их стремление предостеречь людей против катастрофы, мобилизовать их волю и решимость.

Статья В. Коваленко «Слушай зов юности…» продолжает разговор, начатый Вл. Гниломедовым. «Открывая мир, обживая его и подчиняя своим целям природу, человек всегда имел много хлопот с познанием самого себя» – так начинает статью В. Коваленко и на лучших произведениях молодой белорусской прозы показывает, насколько органичным стал для нее пафос познания, аналитическое размышление. Молодые авторы, считает он, преодолели тенденцию, имевшую хождение в литературе лет двадцать назад, – говорить о сущности героя, основываясь лишь на его словах и намерениях, – и декларируют свое решительное желание искать истину. К сожалению, серьезность стремлений не всегда подтверждается содержанием их творчества. Автора статьи тревожит замеченное им в произведениях некоторых молодых писателей сужение сферы общественных интересов героев, снижение их социальной активности, мелочность их стремлений и желаний, безынициативность и инфантильность, – это в условиях, когда сама жизнь требует героя активного, способного к творчеству. Особенное беспокойство вызывает у В. Коваленко то, что в литературу незаметно возвращаются некоторые устарелые каноны и схемы, что нередко встречается поверхностная имитация глубины и значительности. Забвение аналитических задач, которые стоят перед обществом и литературой, как верно пишет автор, недопустимо.

П. Дюбайло в статье «Духовные горизонты героя» также размышляет, соответствует ля литературный герой своему жизненному прототипу, глубоко ли решаются в произведениях белорусских писателей проблемы формирования нового человека. При этом его интересует, прежде всего, тема духовного потенциала современника, идейно-нравственной направленности его интересов. Анализируя произведения «деревенской» прозы с этой точки зрения, он использует последние данные социологии и экономики и приходит к выводу, что художественная литература пока что не сумела по-настоящему изобразить современного трудового крестьянина, сдвиги, происшедшие в его психологии в связи с научно-технической революцией. Правда, случается, что чисто социологическая проблема, например проблема укрепления молодых кадров на селе, становится под пером критика «художественной», и с точки зрения того, как она решается в произведении, делаются неправомерные выводы относительно художественных его достоинств.

Вызывает несогласие и традиционное деление литературы на «деревенскую» и «городскую», тем более что разговор идет о духовном облике современника, а это означает, что деление должно проводиться по иным линиям, не только по тематике. Ибо «целостность характера и идейно-нравственное единство человеческой личности, – справедливо пишет П. Дюбайло, – раскрывается в разнообразных отношениях человека к жизни, к своему труду и общественному делу, в отношениях к семье, женщине, в любви».

В сборнике помещена также статья В. Рагойши «Отзвук хатынских колоколов», посвященная поэме украинского писателя М. Нагнибеды «Колокола Хатыни», переведенной на белорусский язык А. Велюгиным.

Продолжением и одновременно завершением разговора о научно-технической революции и ее всестороннем влиянии на человека, о духовной жизни личности является статья Вл. Юревича «На стрежне жизни», посвященная публицистике. Талант писателя-публициста испытывается уже в самом начале творческого процесса – при отборе фактического материала, при его первичном осмыслении. Автор статьи показывает, что не все белорусские очеркисты выдерживают это испытание, что анализ фактов у иных из них поверхностен и что осмысление дел людей нередко ограничивается внешними сопоставлениями и поверхностными выводами. Время требует активного, иногда неотложного вмешательства писателя в жизнь. Однако, как становится ясно из статьи Вл. Юревича, динамика современности отражается в очерках не с той оперативностью, не с той силой воздействия, какие были свойственны белорусскому очерку, например, в 50-е годы. Не всегда высок художественный уровень очерков, их научно-техническая оснастка, информационная насыщенность, умение максимально использовать глубины факта. Критика художественной публицистики, которую автор ведет с философской и эстетической точек зрения, убедительна, тем более что Вл. Юревич не ограничивается только критикой и ставит перед публицистами задачу исследовать глубинные сдвиги в жизни, показывать созидательную деятельность современника, его духовный облик. В целом сборник «На орбите времени» рисует широкую картину современного литературного процесса, определяет основные тенденции его развития, обнаруживает его внутреннюю связь с ведущими общественными процессами современности, дает ощущение богатства и многообразия поисков и свершений белорусских писателей. Одновременно он свидетельствует, что современная белорусская критика и литературоведение немало делают для теоретического и эстетического осмысления современных процессов литературы.

г. Минск

Цитировать

Тычина, М. Разговор о литературе – разговор о времени / М. Тычина // Вопросы литературы. - 1976 - №3. - C. 243-249
Копировать