Радиоагитатор
Пожалуй, ни одно из произведений В. В. Маяковского не хранило в себе до недавнего времени столько загадочного, как «Радиоагитатор». О нем было известно чрезвычайно мало: написан весной 1925 года и тогда же напечатан во Владимирской газете «Призыв» от 7 июня1.Историки радио предполагали: возможно, Маяковский был связан с широковещанием в середине 20-х годов; ведь речевые радиопередачи начались с конца 1924 года.Исследователи жизни и творчества Маяковского возражали: не обнаружено ни одного прямого упоминания современников о работе поэта на радио в те годы, – связь Маяковского с радио наладилась позднее, в 1927- 1928 годах.Однако неопровержимых доказательств как у одной, так и у другой стороны не было, хотя имелись косвенные факты, поддерживающие версию первых.Интерес Маяковского к радио пробудился рано. По существу весь советский период творчества поэта так или иначе связан с радио: будь то Окна РОСТА, в которых широко использовались материалы «Радиовестника», будь то выступления самого Маяковского перед микрофоном, будь то передачи произведений Маяковского в эфире.Впервые тему радио Маяковский затрагивает в поэме «150000000», написанной в 1919 – 1920 годах. Он создает сатирически яркий образ продажного американского радио.
А утром
в молнийном блеске
АТА
(Американское Телеграфное Агентство)
город таким шарахнуло радио:
«Страшная буря на Тихом океане…
На Чикагском побережье выловлены рыбы.
Очень страшные.
В шерстях.
Носатые»…
Радио расклеили.
И, опровергая оное,
Сейчас же
новое,
последнее,
захватывающее,
сенсационное1.
Характерно, что уже тогда, на заре радиовещания, Маяковский видит в радио не только техническое средство связи, позволяющее донести информацию одновременно во все уголки земного шара, но и мощное средство идеологического воздействия на широкие массы.Наиболее серьезно Маяковский «заболевает» радио к 1925 году. В Москве к 1 марта этого года насчитывалось уже около 7000 радиоприемников, в том числе и громкоговорящих2.И потому далеко не случайно в своей поэме «Летающий пролетарий» Маяковский снова обращается к теме радио и его роли в современной жизни.1 мая того же года рязанская газета «Рабочий клич» помещает программу предстоящего 2 мая праздничного радиоконцерта из Москвы, в котором среди прочих номеров значилось сочинение Маяковского «Мой май» 3.На основании этого сообщения В. Катанян в своей книге «Маяковский. Литературная хроника» делает вывод, будто сам Маяковский принимал участие в радиопередаче и выступал у микрофона4.Однако это утверждение требует доказательств. Во-первых, потому, что газета ни словом не обмолвилась о выступлении Маяковского, а во-вторых, потому, что «Мой май» был написан несколькими годами раньше, опубликован в печати и мог быть использован на радио в исполнении актера.
В середине июля 1925 года Маяковский, будучи в Америке, пишет письмо Л. Брик:
«Детик, шлю стихи и беспокою тебя страшными просьбами:
1) «Открытие Америки» дай «Лефу»
2) «Испанию» дай «Огоньку»
шлю доверенности
3) «Монашек» попробуй «Известиям»
4) «Атлантический океан» – «Прожектору»…
5) Все вместе предложи Радио-Росте… Галицкому…» (курсив мой. —Ю. Ф.).
В. Катанян отмечает, что не выяснено, были ли переданы по радио указанные стихи5.
- В. В. Маяковский, Полн. собр. соч. в 13-ти томах, т. 13, Гослитиздат, М. 1961, стр. 423.[↩]
- Там же, т. 2, стр. 139 – 140.[↩]
- Газета «Новости радио», 22 марта 1925 года, стр. 6.[↩]
- Газета «Рабочий клич» (Рязань), 1 мая 1925 года, стр. 6.[↩]
- Литературное наследство», т. 65, стр. 149, 151.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.