№5, 1958/Обзоры и рецензии

Путь поэта

К. Григорьян, Ваан Терьян. Очерк жизни и творчества, Гослитиздат, М. 1957, 196 стр.

«В истории поэзии встречаются имена, которые с момента их появления в литературе вызывают острую борьбу мнений, возбуждают горячие споры. Но проходят годы, споры то умолкают, то разгораются с новой силой, а имя поэта становится все ярче и светлей. К числу таких имен принадлежит имя Ваана Терьяна…»

Этими словами начинается книга К. Григорьяна «Ваан Терьян». В самом деле, споры о выдающемся армянском поэте, начавшиеся еще при его жизни, продолжаются и по сей день. Новая работа К. Григорьяна вносит в них немало интересного и нового, хотя и не всегда, как увидим, можно согласиться с ее автором.

Ваан Терьян (1885 – 1920) прошел весьма сложный и противоречивый путь развития. Поэтому особо важное значение приобретает правильная периодизация его творчества. Обычно начало литературной деятельности Терьяна связывали с годами первой русской революции. Годы реакции рассматривались как второй, 1912 – 1917 годы – как третий период, и, наконец, с октября 1917 года и до конца жизни поэта – наивысший этап его творческого пути.

Такая схема, на первый взгляд, кажется стройной и четкой, но на самом деле она упрощенно представляет эволюцию творчества Терьяна, особенно первого периода. К, Григорьян совершенно правильно раздвинул рамки первого периода, определяя его 1903 – 1912 годами, когда вышли сборник «Грезы сумерек» (1908) и первый том стихотворений поэта (1912), в основе которых, как верно замечает К. Григорьян, «лежит один и тот же круг настроений и тем» (стр. 35).

Уже первый сборник Терьяна «Грезы сумерек» был восторженно встречен О. Туманяном и А. Исаакяном, которые увидели в молодом авторе незаурядный талант, а в его поэзии – новое явление. Но далеко не все критики правильно поняли и оценили стихи Терьяна, кое-кто усмотрел в них проявление «чистой поэзии» (Г. Енгибарян). Полемизируя с подобными критиками, К. Григорьян подчеркивает внутреннюю сложность и противоречивость в творчестве Терьяна этого периода. Элегическое грустное начало, скорбные думы, пессимизм и чувство одиночества, которые преобладали в лирике поэта, по словам К. Григорьяна, «были порождены действительностью. Они отражали атмосферу общественно-политической жизни эпохи, когда угасли надежды, когда после поражения революции 1905 года начались репрессии и преследования передовых деятелей, когда полицейский режим душил живую мысль, живое слово» (стр. 34).

Глубокая противоречивость творчества Терьяна в первый период особенно заметна, когда К. Григорьян рассматривает гражданскую лирику поэта. Одновременно с работой над циклом «Грезы сумерек» Терьян в 1906 – 1907 годах публикует в периодической печати стихи, проникнутые пафосом борьбы за свободу трудового народа, – «Сироты жизни», «Кошмар», «Октябрю». В последнем есть такие строки:

Отдайся, душа, волнению боя,

Ты, песня моя, бесстрашно гори!

Чтоб кончилась ночь расцветом зари,

Грохочет гроза великой борьбою.

(Перевод М. Петровых)

К. Григорьян справедливо сравнивает эти стихи Терьяна с революционными стихами пролетарских поэтов – Ак. Акопяна и Ш. Кургинян.

В годы революции 1905 – 1907 годов (сам Терьян называл эти годы «началом новой эпохи в своей жизни») поэт принимает непосредственное участие в революционных событиях. На основании архивных данных установлено, что в 1906 году Терьян за сочувствие социал-демократам был арестован и посажен на некоторое время в Бутырскую тюрьму (см. об этом в книге О. Т. Ганаланяна «Очерки армянской литературы XIX-XX веков», Армучпедгиз, Ереван, 1957, стр. 290).

Кстати, К. Григорьян, который так щедро использует материалы архивного фонда Терьяна, почему-то не упоминает об этом очень важном факте биографии поэта.

Говоря о значении первой русской революции в формировании общественно-политических взглядов Терьяна, К. Григорьян не идеализирует поэта. «Представление Терьяна о социализме, – пишет он, – было в то время несколько отвлеченным и субъективным, далеким еще от научного понимания учения Маркса. Тем не менее социализм и сознание необходимости общественного переворота определяли политические убеждения Терьяна, которые тогда, по словам поэта, у него «еще не вполне оформились», но которые «постепенно вступали в свои права» (стр. 68 – 69).

Для правильного понимания идейно-творческого развития Терьяна особо важное значение имеет незавершенный цикл «Терновый венец», проникнутый революционным пафосом. До сего времени было принято считать, что «Терновый венец» Терьян создал в 1906 – 1908 годах. К. Григорьян делает попытку изменить датировку цикла, относя его к 1908 – 1912 годам. Однако его доводы представляются нам недостаточно убедительными. «…Письма поэта этих лет, – говорит он, – заставляют сомневаться в точности такой датировки (то есть 1906 – 1908 годы. – С. Д.)». Но ни одного письма в подтверждение не приводится. «Терьяну, – продолжает он, – была свойственна быстрая смена настроений, переживания его были часто противоречивы и сбивчивы. Тем не менее в его признаниях (каких? – С. Д.), в направлении его мысли мы не находим достаточных данных, подтверждающих зависимость цикла «Терновый венец» от настроений, которые были типичны для него в период 1906 – 1908 годов». И это не совсем так. Разве интонация, например, стихотворения «Октябрю», написанного именно в этот период, не близка к «настроению» цикла «Терновый венец»?

Цитировать

Даронян, С. Путь поэта / С. Даронян // Вопросы литературы. - 1958 - №5. - C. 215-219
Копировать