№8, 1968/Обзоры и рецензии

Проза стран Западной Африки

В. В. Ивашева, Литература стран Западной Африки. Проза (Сенегал, Камерун, Берег Слоновой Кости, Нигерия, Сьерра-Леоне), «Высшая школа», М. 1967, 258 стр.

В наше время бурных социально-экономических, политических и культурных преобразований во всем мире возникают новые духовные ценности, знакомство с которыми в той или иной степени необходимо для каждого культурного человека. Одной из таких ценностей является художественная литература Африки.

Если Африка до начала XX века была яблоком колониального раздора между, империалистическими державами и в качестве таковой, по меткому выражению Солсбери, была создана «в наказание министрам иностранных дел» 1, то после Великой Октябрьской социалистической революции она быстро превращается из объекта в субъект истории. Можно без преувеличения сказать, что Африка и африканцы в XX веке становятся одной из кардинальнейших проблем истории современного человечества. Число научно-исследовательских учреждений во всем мире, посвященных Африке и африканцам, и количество печатной продукции о них, увеличивающееся из года в год, свидетельствуют о непрерывном росте интереса к африканским проблемам. Естественно, что и такое яркое явление, как современная африканская литература, привлекает все больше внимания ученых, писателей, литературоведов.

Появление книги В. Ивашевой более чем своевременно: ведь это первый опыт в советской научной литературе, первая попытка «обобщить наиболее значительные явления литератур некоторых африканских стран. Авторсосредоточил внимание на литературах (точнее, прозе) стран Западной Африки: Сенегала, Камеруна, Берега Слоновой Кости, Нигерии и Сьерра-Леоне. Книга не претендует на исчерпывающую полноту изложения материала. После ее написания появились некоторые новые произведения африканских писателей, которые, естественно, не нашли отражения на ее страницах. Цель настоящего издания – удовлетворить растущий интерес к литературам Африканского континента и восполнить имеющийся пробел в курсах зарубежной литературы».

Эта характеристика, данная в аннотации, в полной мере соответствует содержанию и направлению книги. Уже сам по себе тот факт, что В. Ивашева выступает у нас в этой области знания в качестве пионера, является ее большой заслугой. Здесь нельзя не сказать несколько слов и о только что вышедшей книге Г. Потехиной «Очерки современной литературы Западной Африки» (М. 1968), которая, хотя и посвящена той же теме, что и рецензируемая нами работа, также, безусловно, является оригинальным и самостоятельным трудом. Эти оба исследования, по необходимости имеющие много общего, отлично дополняют друг друга.

Обзор литератур Западной Африки В. Ивашева строит как обзор литератур отдельных стран. Это вполне правильный и единственно возможный принцип изложения предмета2. Внутри разделов, посвященных отдельным странам, даны литературные портреты писателей.

Советский читатель, давно уже знакомый с рядом талантливых произведений современных африканских писателей, остро нуждался в путеводителе по африканской литературе. В. Ивашева дала ему такой квалифицированный путеводитель. Но это не только путеводитель, но и серьезное исследование.

В. Ивашева раскрывает идейное содержание и художественное своеобразие произведений африканских писателей. Может быть, те или иные африканисты будут оспаривать некоторые ее оценки или выводы, такая полемика вполне закономерна, но это никак не снижает положительной оценки книги. Кстати, В. Ивашева основывает свои суждения на фактических данных, которые она добросовестно доводит до читателя, и обвинить ее в неаргументированности заключений никак нельзя.

Автор наглядно показывает, что в литературе стран Западной Африки преимущественно разрабатываются антиколониалистские темы и тема борьбы двух укладов, традиционного и нового. Борьба старого и нового именно в этом районе земного шара происходит в необычайно острых, порой трагических формах. Напряженность этих конфликтов, разумеется, далеко не случайна. Столкновение старого и нового в условиях Африки носит далеко не «мирный» характер, является не эволюционным процессом, а длительной борьбой, несомненно, революционного порядка. Именно в результате Великого Октября все колониальные народы пришли в движение и в той или иной форме вступили на путь национально-освободительной борьбы. Молодым, бурно развивающимся росткам новой жизни, которые защищает, бережет количественно еще незначительная часть населения, постоянно угрожает традиционный уклад, сторонники которого во всем новом видят нечто чужое и опасное для африканца, тесно связанное с колонизаторами. Словом, обстановка очень трудная и сложная. Нет никакого сомнения в победе нового над старым, но еще преждевременно прогнозировать сроки и пути этой победы. Да и самое новое далеко не однородно по своей природе. Наше сочувствие и симпатии вызывает, естественно, то новое, которое является подлинно демократичным, народным и несет африканским народам некапиталистический путь развития. Мы, конечно, не можем сочувствовать тому «новому», что исходит из лагеря империализма и стремится поддержать традиционное в обновленных формах.

Книга В. Ивашевой хорошо помогает советскому читателю разобраться в сложной социально-политической и идеологической обстановке в современной Африке. Художественная литература вообще и проза в особенности всегда связана с тем, что мы называем общественно-политической мыслью. Автор во вступлении и в заключении затронул эту проблему, но совершенно обошел молчанием одно из течений африканской общественно-политической мысли – так называемый «негритюд». Это, несомненно, досадный пропуск.

Родившийся в ходе борьбы с белым расизмом негритюд оказал немалое влияние на умы африканской интеллигенции, и ему посвящено большое число исследований и публицистических статей. Проник он и в художественную литературу. Было бы неверным утверждать, что все проявления негритюда одинаковы. Несомненно, в негритюде имеются разные оттенки. Но в целом негритюд в определенной степени является «черным расизмом» и поэтому не может рассматриваться как прогрессивное явление. Предоставим слово одному из основателей и теоретиков негритюда, хорошо понявшему впоследствии опасности, содержащиеся в этом течении, талантливому сенегальскому поэту и президенту Республики Сенегал, Леопольду Седару Сенгору: «В Париже вслед за этнографами мы открыли негритюд, то есть культурные ценности негро-африканской цивилизации: дар эмоции и симпатии, дар ритма и формы, дар образа и мифа, дух общности и демократии… Недоверие к европейским ценностям быстро превратилось в презрение и – зачем это скрывать – расизм» 3. Разумеется, такое направление мысли и литературы не сулит Африке ничего хорошего, и обходить его не следует.

Но этот промах В. Ивашевой легко исправим в будущем. Несомненно одно: В. Ивашева написала интересную и нужную книгу.

  1. П. Дармштеттер, История раздела Африки (1870-1919), ГИЗ, М.-Л. 1925, стр. 114.[]
  2. В книге Г. Потехиной говорится, что все африканские народы проникнуты сознанием единства, родившимся на основе борьбы против расизма и колониализма. Далее Г. Потехина продолжает: «Но рассматривать африканские литературы только через призму этого единства было бы серьезной ошибкой. Уже сейчас между литературами отдельных стран видны различия, а некоторые литературы начинают приобретать национальный характер (при всей условности этого термина в приложении к странам, где нации еще не сложились)». Это, несомненно, правильно.[]
  3. Цит. по статье Ф. Брескиной «Некоторые вопросы развития африканских литератур», в сб.: «Литература стран Африки», «Наука», М. 1964, вып. I, стр. 12.[]

Цитировать

Коростовцев, М. Проза стран Западной Африки / М. Коростовцев // Вопросы литературы. - 1968 - №8. - C. 221-222
Копировать