№4, 2003/Книги, о которых спорят

Проект Pelevin

Не так давно один критик, знающий, откуда дует ветер литературной моды, на мой вопрос о Викторе Пелевине сказал (впрочем, нет, категорично констатировал тоном, не предполагающим возражений): «Этот проект кончился».

Не скажу, что я был бы этим огорчен, но не поверил. Не верю и сейчас. Этот «проект» (а слово в данном случае точное – к месту) не должен завершиться, пока он востребован культурной ситуацией. Не будет Пелевина, кто-то другой явится в его роли. Проект – дело не личное. Если возникло новое культурное пространство, то его нужно вычислить и заполнить. Можно это сделать хуже или лучше, но условия проекта заданы заранее, предсказуемы.

Поэтому так яростно возмущены поклонники Пелевина его критическим непризнанием. Вместе с ним отвергают их право присутствовать в культуре или, во всяком случае, диктовать в ней свои правила игры. В чем главная суть этих правил? В праве вести игру без правил.

Образ современной культуры – интерактивный сайт, где каждый имеет право доступа и право голоса. Это демократично и как будто бы в согласии с идеей культуры, которую когда-то ее создатель – И. Г.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2003

Цитировать

Шайтанов, И.О. Проект Pelevin / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2003 - №4. - C. 3-4
Копировать