№4, 2003/Мнения и полемика

Русский модернизм и массовая поэзия. Стихи в журнале «Нива». 1890–1917

Работа написана при содействии гранта Министерства образования РФ.

 

…Где однодумы-генералы

Свой коротают век усталый,

Читая «Ниву» и Дюма…

         О. Мандельштам,

«Царское Село» (1912)

Разномасштабность достижений высокой и низовой культуры обычно приводит к тому, что их сопоставление превращается в их противопоставление. Выразительный тому пример – начало одной из глав «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова: «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред»».

В течение весьма долгого времени, говоря о русской поэзии 1890 – 1920-х годов, исследователи, за редкими и почти случайными исключениями, обращали внимание только на те стихотворные тексты, которые создавались в «большом мире». Соответственно, всей эпохе было торжественно присвоено горделивое оценочное наименование «серебряный век русской культуры».

Лишь в 1993 году М. Гаспаров, в предисловии к лучшей на сегодняшний день антологии «серебряновечных» поэтов, внятно указал не только на существование «малого мира» отечественной словесности, но и на то, что как раз этот «малый мир» с определенной точки зрения было бы корректно называть «большим»: «Модернизм никоим образом не исчерпывает русскую поэзию начала века. Стихи модернистов количественно составляли ничтожно малую часть, экзотический уголок тогдашней нашей словесности. Массовая печать заполнялась массовой поэзией, целиком производившейся по гражданским образцам 1870-х годов и лирическим образцам 1880-х годов» 1.

Попытаемся теперь сделать следующий шаг и предельно детализировать, а кое в чем и уточнить это сравнение массовой и модернистской поэзии. Не отвергая, в частности, потенциальную возможность их взаимовлияния, что потребовало бы не только их контрастного противопоставления, но и их диффузного сопоставления.

Материалом для нас послужат все номера самого читаемого российского журнала «Нива» с 1890 по 1917 год (1434 номера, поскольку ежегодно неукоснительно выходило 52 выпуска журнала; в 1917 году некоторые из них выпускались сдвоенными).

В первой части работы речь пойдет о собственно модернистах и их взаимоотношениях с журналом «Нива». Во второй – о массовой поэзии журнала «Нива» и ее связях с модернизмом.

Именуя того или иного стихотворца «поэтом «Нивы»», мы, разумеется, несколько смещаем акценты, – далеко не для всех авторов журнала участие в нем стало этапным или даже хоть сколько-нибудь значимым. Для ясности условимся, что в рамках данной статьи определение «поэт «Нивы»» будет синонимично характеристике «поэт-немодернист». В свою очередь «поэтами- немодернистами» в этой статье будут считаться те стихотворцы, чьи произведения не появлялись на страницах модернистских изданий.

 

I

«Иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни»»Нива» издавался Адольфом Федоровичем Марксом (1838 – 1904) 2 начиная с 1870 года. Небольшие стихотворные подборки (от одного до трех текстов) в «Ниве» печатались часто, но не регулярно, от случая к случаю. Если автор приносил больше трех стихотворений, то их, как правило, публиковали подряд, маленькими порциями, из номера в номер, пока запас не иссякал.

С годами отношение к стихотворной продукции в журнале изменилось, что, на наш взгляд, может послужить первым косвенным доказательством модернистского влияния на издательскую деятельность «Нивы». За все 90-е годы «Нива» опубликовала 210 стихотворных подборок; за 900-е – уже 276; за 1910 – 1917-й – 353 стихотворные подборки. Модернисты возродили в обществе острый интерес к стихам; массовый журнал не мог на это не реагировать.

Среди частных причин резкого возрастания роли стихов в «Ниве» – смерть в 1904 году А. Маркса и переход журнала в руки Л. Маркс и В. Светлова. По иронии судьбы, первым поводом расширить стихотворный отдел журнала послужила как раз кончина не жаловавшего поэзию почтенного издателя. В N 40 «Нивы» за 1904 год помещены стихотворения рекордного для журнала количества авторов – девяти. Из них восемь оплакивают смерть А. Маркса.

Произведение модерниста «Нива» впервые опубликовала достаточно рано: в N 26 за 1892 год появилось стихотворение Дмитрия Мережковского «Я бы людям не мог рассказать, почему…». На протяжении 90-х годов стихи Мережковского печатались в «Ниве» еще трижды: в 1-м и 49-м номерах за 1893 год и в 47-м за 1894 год. В N 8 за 1897 год была напечатана новелла Мережковского «Превращение». Следующее произведение этого автора – исторический очерк «Первенцы свободы» о декабристах – появилось в «Ниве» десятилетия спустя, после Февральской революции, в N 16 – 17 за 1917 год.

Хотя дебютные выступления Мережковского в «Ниве» по времени совпадали с выходом в свет его поэтической книги «Символы (Песни и поэмы)» (1892) и первым чтением его программных лекций «О причинах упадка русской литературы» (октябрь 1892 года), вряд ли правомерно предполагать, что, привечая Мережковского, «Нива» сознательно предоставляла ему трибуну как лидеру громко заявившего о себе русского декадентства. Скорее всего А. Маркс долгое время печатал Мережковского по инерции, видя в нем слегка сбившегося с пути выученика Н. Михайловского и Глеба Успенского. Нужно тем не менее отметить, что «Нива» не прекратила публиковать произведения Мережковского и после того, как его литературные пристрастия и литературная репутация определились вполне однозначно. По всей видимости, инициатива прекращения сотрудничества с «Нивой» также исходила не от редакции журнала, но от самого Мережковского, все более и более осознававшего необходимость создания собственного печатного органа, который проводил бы в свет новые идеи и новые взгляды на искусство 3. По тонкому замечанию Гаспарова, к началу 900-х годов модернисты уже «намеренно поддерживали»»выигрышный для них контраст» с массовой поэзией, «они не только боролись за читателя, но и отгораживались от читателя (настолько, насколько позволяла необходимость все же окупать свои издания). Это и привлекало к ним всеобщее внимание» 4.

Так или иначе, но первая недвусмысленно модернистская стихотворная публикация появляется в «Ниве» только через два года после смерти А. Маркса, – в N 49 за 1906 год было напечатано стихотворение Александра Блока «Ты прошла голубыми путями…» 5. В N 1 за 1907 год публикуется стихотворение Верхарна «Шаги» в переводе Блока, а в N 15 за этот же год – целая символистская микроподборка: стихотворение А. Блока «Белой ночью месяц красный…» 6 и стихотворение В. Брюсова «Который раз». С этого момента и вплоть до закрытия журнала модернисты начинают печататься в «Ниве» стабильно. Причем не только привередливые стихотворцы первого ряда, привлечь которых к участию в массовом журнале удавалось далеко не всегда, но и поэты куда более скромного масштаба, как это водится, компенсирующие недостаток дарования утрированным, густого замеса модернизмом. Пример: стихотворение А. Рославлева «На закате», появившееся в N 11 за 1907 год: «Один в затаенности хмурых палат,// У ниши склонясь на ступени,// Раздумно слежу я багряный закат// И черные ждущие тени.// <…> В одно из ушедших друг в друга зеркал,// Замкнувшихся прямо и строго,// Луч длинный, как золото, ярко упал,// И стало их огненно-много».

Кроме уже перечисленных стихотворцев, в «Ниве» печатались следующие авторы-модернисты: Н. Агнивцев (1914, N 31), А. Ахматова (1912, N 44; 1913, N 5, N 10), К. Бальмонт (1908, N 29; 1909, N 42; 1910, N 41, N 44; 1911, N 1, N 33, N 45; 1913, N 9, N 18, N 22, N 29, N 39, N 43; 1915, N 39, N 42; 1916, N 41, N 52; 1917, N 28, N 30, N 31), С. Городецкий (1909, N 42, N 43, N 48, N 51; 1912, N 22, N 43; 1914, N 29, N 35, N 46; 1915, N 24, N 25), Грааль-Арельский (1913, N 45; 1915, N 15), Н. Гумилев (1913, N 46; 1916, N 9, N 11), С. Дурылин (1914, N 47), С. Есенин (1917, N 10), Л. Зиновьева-Аннибал (проза – в N 9 за 1907 год), Г. Иванов (1911, N 22; 1913, N 41; 1914, N 3, N 9, N 34, N 44; 1915, N 38, N 39; 1916, N 15, N 27; 1917, N 3, N 6, N 7, N 14, N 17, N 38), П. Карпов (1911, N 2; 1913, N 51), Н. Клюев (1912, N 45), М. Кузмин (проза – в N 44 – 50 за 1912 год; 1917, N 15), О.

  1. Гаспаров М. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия серебряного века. 1890 – 1917. Антология. М., 1993. С. 7.[]
  2. Подробнее о нем и его издательской деятельности см.: Динерштейн Е.«Фабрикант» читателей: А. Ф. Маркс. М., 1986.[]
  3. Подробнее о стремлении Мережковского и его соратников обрести стабильную печатную площадку см., например: Соболев А.«Грядущее» Д. С. Мережковского и 3. Н. Гиппиус // «De visu». 1993. N 2(3); Богомолов Н. Журналистика русского символизма. Учебное пособие. М., 2002.[]
  4. Гаспаров М. Указ. соч. С. 7.[]
  5. До этого, впрочем, журнал часто привечал поэтов, которых, с разной степенью условности, можно назвать предтечами символизма и, в частности, учителями А. Блока (К. Случевского, К. Фофанова, М. Лохвицкую, не говоря уже об А. Фете и Я. Полонском). Первая подборка репродукций художников- модернистов («мирискусников») появилась в N 7 за 1903 год. Первая репродукция французского импрессиониста (Клода Моне) – лишь в N 42 за 1910 год.[]
  6. Стихотворения Блока также печатались в N 10 за 1908 год и в N 1 за 1909-й.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2003

Цитировать

Лекманов, О.А. Русский модернизм и массовая поэзия. Стихи в журнале «Нива». 1890–1917 / О.А. Лекманов // Вопросы литературы. - 2003 - №4. - C. 310-321
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке