№3, 1974/Обзоры и рецензии

Проблемы стиля

П. К. Дюбайло, Проблемы стиля в современной белорусской прозе, «Наука и техника», Минск, 1973, 173 стр. (на белорусском языке).

В послевоенные годы белорусская проза все более успешно выходит на всесоюзную арену, активно включается в общий историко-литературный процесс. Вполне закономерно стремление наших литературоведов исследовать особенности этого явления, определить наиболее плодотворные стилистические тенденции и перспективы.

Разумеется, задача эта не из легких. Изучение проблем стилистики требует пристального внимания к индивидуальной манере художественного творчества, а также всестороннего учета общих историко-литературных факторов. Вышедшая недавно книга П. Дюбайло «Проблемы стиля в современной белорусской прозе» исследует проблему сложную я недостаточно разработанную в белорусском литературоведении, но в высшей степени актуальную.

В своих теоретических обобщениях при анализе конкретных литературно-художественных явлений и фактов автор избегает крайностей в подходе к избранной проблеме, совершенно справедливо полагая, что «художественный стиль – это не только особенности элементов внутренней структуры, взаимоотношения художественных компонентов» (стр. 43). Исходя из этого положения, П. Дюбайло анализирует стиль произведений И. Мележа, И. Шемякина, Я. Брыля, И, Науменко, В. Короткевича, В, Быкова, И. Пташникова, И. Чигринова, Б. Саченко и других писателей, раскрывает глубокую взаимосвязь между творческой индивидуальностью писателя и его самобытной стилевой манерой, являющейся в то же время выражением более общих стилевых тенденций литературного развития.

Так, анализируя художественное своеобразие «Полесской хроники» И. Мележа, автор подчеркивает, что обусловлено оно в конечном счете основной творческой задачей талантливого писателя: его стремлением к подлинной эпичности и реалистической многогранности отражения советской действительности. Художественные компоненты романа подчинены выявлению характерных черт народной жизни 20-х – начала 30-х годов. Богатый творческий и жизненный опыт И. Мележа дает возможность реалистически достоверно раскрыть процесс формирования новых, социалистических отношений в полесской деревне, становление основ новой морали, этики, социальной психологии. В этом плане весьма эффективным оказалось введение разговорной речи, характерной для различных по уровню сознательности слоев населения, типичных для деревни бытовых реалий, деталей, ситуаций, В романе широко используются «перебивки» в сюжете, когда автор для выявления новых аспектов действительности неожиданно, но столь же органично переводит линию действия к другому персонажу. В результате событие как бы просвечивается перекрестными лучами, полнее аргументируются различные грани и закономерности процесса коллективизации. Такое многообразие художественных средств и приемов романа И. Мележа, справедливо отмечает П. Дюбайло, позволяет отнести его к реалистически-аналитическому стилевому направлению в большой белорусской прозе, связанному с традициями Я. Коласа, К. Чорного, М. Зарецкого.

Конечно, анализ стилистических особенностей «Полесской хроники» был бы, на наш взгляд, более полным и аргументированным, если бы автору удалось обстоятельнее показать, с помощью каких художественных средств И. Мележу удается драматизировать повествование. Именно эта особенность «Полесской хроники» весьма существенна для понимания ее идейно-эстетического богатства. В отличие от многих своих предшественников, И. Мележ изображает сложный период социально-психологической подготовки трудового крестьянства к коллективизации. Происходила небывалая «перековка» сознания, в напряженных раздумьях, исканиях постигалась главная правда истории – необходимость отказа от частнособственнических представлений и привычек. Стиль «Полесской хроники» не только правдиво отражает масштабность происходящего, как об этом верно пишет П. Дюбайло, но и убедительно воспроизводит остроту, переломный характер тех эпохальных событий.

На наш взгляд, проблематика, вся система художественных средств, и прежде всего драматическая напряженность, глубокий психологизм, близость к традициям классического эпоса, дает основания определить жанр дилогии И. Мележа как роман-эпопею. Однако П. Дюбайло, придерживаясь установленных взглядов и ориентируясь, видимо, на заглавие, относит роман И. Мележа к жанру современной хроники. Вероятно, этим и объясняется некоторая односторонность анализа.

В книге П. Дюбайло убедительно раскрыта эволюция стиля прозы И. Шамякина, идущего по пути преодоления занимательно – беллетристических элементов, более глубокого проникновения в духовный мир человека. Автор в какой-то мере прав и тогда, когда констатирует преобладание публицистических приемов раскрытия образов в некоторых ранних произведениях И. Шамякина.

Психологизм, бесспорно, важное, но не единственное достоинство художественного стиля. Своеобразие творческого почерка И. Шамякина определяет прежде всего оперативность отражения жизни, постановка острых социальных вопросов современности, динамизм сюжета, драматизм конфликта. Однако анализ этих весьма существенных для определения стилевой манеры И. Шамякина особенностей в монографии носит преимущественно обзорный характер. И это тем более досадно, что автор тонко улавливает некоторые общие закономерности творческой эволюции писателя, его стремление пре одолеть так называемый «динамический психологизм», углубить приемы индивидуализации образов и характеров.

Значительное место в книге П. Дюбайло занимают вопросы развития лирического и романтического течений в современной белорусской прозе. Автор не генерализирует ни одно из этих творческих направлений, манер, тенденций, хотя и явно более категоричен и требователен в оценках лирического начала.

В романе Я. Брыля «Птицы и гнезда» лирико-эпическое повествование становится той оптимальной художественной формой, которая наиболее полно воплотила центральную патриотическую идею произведения: ощущение неразрывной связи героя со своей отчизной. Безусловно, лирически-взволнованная, экспрессивная форма повествования в этом романе самым непосредственным образом связана с авторской субъективностью, «пережитостью» жизненного материала. «Эмоции и переживания героя, – подчеркивает автор, – множатся здесь на современную взрослость, зрелость мысли и чувства писателя» (стр. 130). Естественно, что такая открытая, действенная форма повествования не оставляет безучастным в читателя, максимально усиливая эффект сопричастности.

Активность эстетической мысли, экспрессивность поэтических форм в значительной степени свойственны также писателям, тяготеющим к романтизации образов действительности. «Романтизм» этот тесно связан с жизнью и бытом народа, ему чужда традиционная романтическая замкнутость и исключительность. Творческие достижения В. Быкова, В. Короткевича, С. Граховского, Б. Саченко, безусловно, связаны с традициями старшего поколения прозаиков (З. Бядуля, М. Зарецкий, М. Лыньков, Б. Микулич) и свидетельствуют об устойчивости и перспективности романтических тенденций в белорусской литературе.

Всесторонний анализ лучших достижений белорусских писателей позволяет автору достаточно четко определить наиболее характерные особенности современного литературного развития. Опираясь на колоссальный опыт мировой, в первую очередь русской, классики, белорусские прозаики стремятся к синтетичности и полифонизму жанрово-стилистических форм – форм, адекватных современной социально-философской и исторической проблематике.

Нельзя не согласиться с заключительным выводом П. Дюбайло о том, что в стилевом многообразии современной белорусской прозы отражаются общие для всей многонациональной советской литературы тенденции к созданию широких эпических полотен, к глубине проникновения в идейную и нравственную проблематику, повышенное внимание к судьбам человека на крутых перевалах истории. Тесное взаимодействие реалистического, лирического и романтического стилевых направлений и тенденций отражает стремление советских писателей открыто определить свою творческую позицию, свое авторское отношение к социалистической действительности, утвердить новее и передовое в жизни.

П. Дюбайло с полным основанием говорит о преобладании той или иной внутрижанровой стилевой тенденция в каждом отдельном случае («чистый» эпос «Полесской хроники» И. Мележа, «динамический психологизм» романов И. Шамякина, лиризм прозы Я. Брыля, драматизм произведений М. Лобана, романтизация в романах В. Короткевича и др.). И именно в этом полифонизме, многогранности стилевой палитры, умении проникнуть в сложные сферы общественного бытия человека – источник богатства и неисчерпаемости изобразительных возможностей литературы, залог ее дальнейших успехов. Несомненно, книга П. Дюбайло «Проблемы стиля в современной белорусской прозе» с интересом будет встречена читателем, она послужит хорошей основой для дальнейших исследований на этом актуальном направлении.

г. Гомель

Цитировать

Гринчик, Н. Проблемы стиля / Н. Гринчик, В. Соболенко // Вопросы литературы. - 1974 - №3. - C. 267-270
Копировать