№3, 1974/Хроника

Среди журналов и газет

ОБЗОР ЖУРНАЛА «СОВЕТСКИЕ АРХИВЫ» ЗА 1973 ГОД. В статье К. Межовой (N 3) рассматривается деятельность В. Бонч-Бруевича по собиранию документов, связанных с историей русской литературы. В своих воспоминаниях этот выдающийся деятель Коммунистической партии рассказывал, что о собирании наследия русских писателей с целью издания их сочинений без искажений, характерных для царской цензуры, В. И. Ленин беседовал с ним буквально «в третью ночь после Великой Октябрьской социалистической революции». Однако «только в 1928 – 1929 годах, – писал Бонч-Бруевич, – наступило время, когда можно было подумать осуществить эту идею».

В 1933 году директор Литературного музея Бонч-Бруевич писал, что музеем было собрано около трех миллионов рукописных единиц хранения, в основном по истории русской литературы, более 100 тысяч единиц изобразительных материалов, библиотека редких книг, насчитывающая более 150 тысяч томов (единицей хранения автор считал каждый отдельный документ, будь то рукопись, письмо или записка).

В музее образовалась особая группа «следопытов». «К. Б. Сурикова, – писал Бонч-Бруевич, – извлекла такие документы, как письма Тургенева к Анненкову, обнаружившиеся у сына Анненкова, жившего в Ленинграде. Он нам не сочувствовал. Он спал на этой корзине, где находились письма. Она все ходила к нему пить чай и просила открыть корзинку, и, когда он, наконец, согласился, она обомлела, увидев по почерку, что это письма Тургенева». Большую работу провел И. Зильберштейн. Он обнаружил и доставил десятки архивных фондов, в том числе архив А. Блока, а также значительное количество ценнейших автографов.

Важной стороной собирательской деятельности Бонч-Бруевича являлось установление контактов с современными писателями и приобретение у них материалов при жизни. Одним из первых поступлений такого рода была переписка А. Луначарского с писателями. Были приобретены материалы А. М. Горького, А. Н. Толстого, А. Белого и многих других писателей.

Для розыска и покупки материалов практиковались научные командировки. Плодотворной была поездка в Ленинград самого директора музея, результатом которой было приобретение автографов Пушкина, рукописей Бунина, Куприна, Андреева, писем многих литераторов. Бонч-Бруевичем был составлен проект письма, согласно которому антикварным и букинистическим магазинам предписывалось вызывать представителей Гослитмузея для просмотра приобретаемых рукописных материалов. Благодаря этому музею удалось купить значительную часть переписки Чехова, большой архив по Герцену.

В Чехословакии П. Богатырев обследовал большое количество архивов и сфотографировал или перепечатал многие материалы для Литературного музея. Фотокопированию Бонч-Бруевич придавал большое значение. Он писал: «…Начало этому методу я положил сам, когда в Праге заснял толстовский фонд, который нам так нужен для полного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого…»

Из наиболее крупных приобретений музея следует назвать фонд П. Бартенева, издателя журнала «Русский архив», известного собирателя рукописей. Был приобретен архив Н. Лескова, содержащий более ста неопубликованных рукописей писателя. Материалы архива А. Блока передавались музею вдовой поэта в период с 1934 по 1939 год. У потомков младшего сына поэта был приобретен хозяйственный архив Пушкина.

Из заграничных поступлений следует назвать список пушкинских стихотворений, известный под названием «Тетради Всеволожского», с правкой поэта. Рукопись была обнаружена в Белграде знатоком русской литературы И. Максимовичем, который писал Бонч-Бруевичу: «Было бы в высшей степени досадно для нас славян, если бы рукопись нашего гениального писателя очутилась бы в руках американского, или какого-либо иного коллекционера». У Советского Союза не было тогда дипломатических отношений с Югославией. Поэтому Бонч-Бруевич обратился за помощью в полпредство СССР во ^Франции, куда он писал; «На вас теперь смотрит решительно вся наша общественность и ждет, что именно вы примете самое горячее участие в этом деле и поможете нам вернуть в наше обладание эту величайшей культуры драгоценность». При помощи советского полпреда во Франции В. Довгалевского рукопись была приобретена.

Музеем собирались также материалы Чехова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Куприна, Брюсова и многих других писателей.

В журнале (N 1) напечатаны материалы VII Международного конгресса архивов, среди них сообщение Н. Волковой «Архивы литературы и искусства». В сообщении отмечается, что за последние годы в ряде стран обозначилась тенденция к созданию крупных специализированных хранилищ документальных материалов по истории литературы и искусства. В СССР централизованное хранение документов осуществлено в ЦГАЛИ, куда поступают фонды учреждений и организаций, занимающихся вопросами литературы и искусства, и личные фонды писателей, композиторов, художников, архитекторов, скульпторов, деятелей кино и театра. Это дает возможность создать в архиве единый комплекс документов, взаимно дополняющих друг друга. Творческие материалы, дневники, переписка, фотографии и биографические документы автора дополняются аналогичными материалами учреждений и библиотечными собраниями ЦГАЛИ. Такое сочетание документов официального и личного происхождения, неопубликованных и опубликованных, чрезвычайно расширяет возможности их научного использования.

Помимо ЦГАЛИ СССР, в; ряде национальных республик страны – в Азербайджанской, Белорусской, Грузинской и Литовской ССР – созданы свои архивы литературы и искусства. На Украине имеется Архив-музей литературы и искусства, в центральных государственных архивах Казахской и Молдавской ССР созданы отделы литературы я искусства, в Туркменской, и Узбекской ССР – отделы личных фондов. В Ленинграде организован Архив литературы и искусства. Координируется деятельность рукописных отделов музеев, библиотек, и других учреждений, занимающихся собиранием и использованием документов литературы и искусства. Эта работа возглавляется Междуведомственным научно-методическим советом при Главархиве СССР.

В разделе «Из записной книжки» (N 2) И. Трофимов сообщает о найденной им в ЦГАОР СССР, в фонде П. Бартеневой, черновой рукописи Пушкина. На половине листа плотной белой бумаги написаны строки стихотворения-эпиграммы «К портрету NN». По заключению специалистов-экспертов, текст обнаруженного стихотворения написан Пушкиным.

Эпиграмма в другом варианте была включена в 1861 году Н.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1974 - №3. - C. 311-316
Копировать