№2, 1983/Хроники

Проблемы метода и жанра в русской и советской литературе

Под таким названием в сентябре – октябре прошлого года в Томском университете имени В. В. Куйбышева состоялась Четвертая научная межвузовская конференция. Более ста пятидесяти докладов и сообщений преподавателей яз многих вузов и научно-исследовательских институтов страны были заслушаны и обсуждены на пленарных и секционных заседаниях.

Теоретические вопросы изучения метода и жанра в литературе стояли в центре внимания Р. Коминой (Пермь), проанализировавшей методику и аксиологию жанра, М. Рудова (Фрунзе), выступившего с докладом «Признаки жанра в отношении к его содержанию», А. Казаркина (Кемерово), говорившего о жанровых границах интерпретации текста, Н. Киселева (Томск), всесторонне рассмотревшего современную классификацию драматических жанров.

Творчество древнерусских авторов явилось материалом докладов Г. Прохорова (Ленинград), М. Никола (Коломна), О. Лихачевой (Ленинград), Т. Троицкой (Новосибирск), М. Фоминой, М. Мелехова (Сыктывкар), Е. Дергачевой-Скоп (Новосибирск), Н. Демковой (Ленинград), В. Алексеева (Новосибирск), Л. Титовой (Новосибирск), Е. Ромодановской (Новосибирск), О. Бахтиной (Томск), Т. Апсит (Новосибирск) и других исследователей, которые проанализировали как эволюцию отдельных жанров, так и творчество известных и малоизвестных авторов Древней Руси.

Доклады и сообщения, связанные с жанровым составом и развитием художественных методов русской классической литературы, всеобъемлюще представили творчество виднейших литераторов XVIII – XIX веков.

О. Кафанова (Томск) проанализировала формирование жанра рецензии в театральной критике Н. Карамзина, Ю. Стенник (Ленинград) – метод комедии Д. Фонвизина «Недоросль», Л. Борзова (Саратов) – жанровые особенности повести В. Одоевского «Последний квартет Бетховена», Н. Каргаполов (Новосибирск) – игровое начало как одну из особенностей творческого метода И. А. Крылова (на материале «Почты духов»), С. Матяш (Караганда) – басенный и драматический вольный ямб.

Томский университет по праву признан научным центром по изучению жизни и творчества Жуковского, поэтому понятно, что большая группа докладов была посвящена анализу произведений великого романтика. «В. А. Жуковский и Руссо (По материалам библиотеки Жуковского)» – называлось исследование Ф. Кануновой (Томск), «В. А. Жуковский – переводчик «Писем к Саре» Ж. -Ж. Руссо» – И. Айзиковой (Томск), «Жанр литературного письма в творчестве Жуковского» – Р. Иезуитовой (Ленинград), «Жанровые особенности поэзии В. А. Жуковского 1806 года» – А. Янушкевича (Томск), «В. А. Жуковский и немецкий готический роман» – Н. Реморовой (Томск), «Проблема жанра «Шильонского узника» В. А. Жуковского» – В. Костина (Томск), «О некоторых особенностях романтического метода В. А. Жуковского в 30-е годы XIX века» – Н. Корниенко (Воронеж), «Жуковский и Пушкин» – О. Лебедевой (Томск), «В. А. Жуковский и Л. Н. Толстой» – С. Скачковой (Ленинград), «В. А. Жуковский – читатель Горация» – Г. Чупиной (Томск), «Некоторые особенности поэтики русского сонета первой трети XIX века» – С. Титаренко (Томск), «Эстетические основы романтической баллады» – И. Ермоленко (Свердловск) и т. п.

Анализ жанрового своеобразия произведений А. С. Пушкина прозвучал в сообщениях Л. Войнич (Харьков), О. Видовой (Новосибирск), Л. Костоглодовой (Харьков), О. Корзухина (Кемерово), В. Тюпа (Кемерово), В. Белькинда (Ленинград).

«Жанры политической поэзии в творчестве Д. Давыдова» назвала свое выступление О. Сердюкова (Барнаул). Жанр послания на страницах журнала «Вестник Европы» (1802 – 1815 годов) рассмотрела И. Поплавская (Томск), осмысление жанра водевиля А.

Цитировать

Кацев, А. Проблемы метода и жанра в русской и советской литературе / А. Кацев // Вопросы литературы. - 1983 - №2. - C. 279-281
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке