№11, 1972/Хроника

Проблемы литературных жанров

В Томском государственном университете имени В. В. Куйбышева в мае этого года проходила межвузовская научная конференция по проблемам литературных жанров, посвященная 50-летию образования СССР. В ней приняли участие литературоведы Урала, Сибири, Дальнего Востока, гости из высших учебных заведений страны.

Организаторы конференции – кафедры русской, зарубежной и советской литературы Томского университета.

Три дня на пленарном заседании и на заседаниях трех секций – эпических жанров (с подсекциями романа и малых жанров), драматургических и лирических жанров – было прочитано и обсуждено более 30-ти докладов. Проблема типологических критериев жанра, соотношения сравнительно-исторического и типологического изучения его, динамики жанрового развития – вот круг вопросов, обозначившихся на пленарном заседании. Н. Киселев (Томск) в своем докладе «К вопросу о принципах классификации комедийных жанров» сделал попытку выработать общие исходные основания их классификации. Теоретическая направленность отличала доклад Р. Коминой (Пермь) «Чеховские традиции в советской драматургии второй половины 50 – 60-х годов». Особое внимание выступавшая уделила своеобразию разработки художественных традиций в драматургии. Более частным проблемам драматургических жанров были посвящены сообщения Н. Хаустова (Томск) «Жанровые искания современной героической драмы» и Л. Слобожаниновой (Свердловск) «Жанр киносценария в творчестве А. Довженко».

На пленарном заседании общий интерес вызвали выступления по проблемам жанрового развития в русской классической литературе. И это было во многом обусловлено актуальностью постановки некоторых теоретических вопросов.

Ф. Канунова (Томск) в докладе «Проблема личности и жанр (Русская сентиментальная и романтическая повесть)», сосредоточив внимание на эстетической природе повести как жанра, поставила (на материале повестей Н. Карамзина, А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, Н. Полевого) целый ряд вопросов, важных для понимания содержательности его, в частности уделила много внимания проблеме соотношения «объективного» и «субъективного» в жанровой структуре повести, что, на наш взгляд, позволило ей показать историческую победу реалистических тенденций в творчестве Пушкина и Гоголя.

Во многом солидаризируясь с общим пониманием проблемы личности и жанра, обоснованным Ф. Кануновой, И. Дергачев (Свердловск) центром своих размышлений сделал вопрос о динамике повествовательных жанров русской литературы 70 – 90-х годов. Материал разнообразного в жанровом отношении творчества Мамина-Сибиряка, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова, очерковых жанров позволил говорить о взаимодействии жанров, подвижности жанровой структуры в определенную историческую эпоху. Эта мысль нашла поддержку в ходе обсуждения доклада. Так, Л. Елизарова (Владивосток) на произведениях Салтыкова-Щедрина сделала попытку проследить этот процесс. Интересными представляются, в частности, ее соображения о связи «Губернских очерков» с гоголевской и пушкинской традициями.

В. Одиноков (Новосибирск) говорил о художественной системе русского классического романа. Он выдвинул мысль о своеобразной системности русского романа, системности, не исключающей постоянного творческого развития и видоизменения, но предполагающей их и вызванной стремлением русского романа к широкому, универсальному постижению общего смысла жизни.

Другую концепцию развития русского романа выдвинул Е.

Цитировать

Янушкевич, А. Проблемы литературных жанров / А. Янушкевич // Вопросы литературы. - 1972 - №11. - C. 243-244
Копировать