№2, 1962/Зарубежная литература и искусство

Классик индийской литературы

К 100-летию со дня рождения Рабиндраната Тагора индийский литературно-общественный журнал «Марч оф Индия» выпустил специальный юбилейный номер1. Помещенные здесь статьи индийских и западных литературоведов разнообразны по содержанию, Но есть нечто общее в самом подходе авторов – к творчеству Тагора: великий писатель Индии рассматривается ими как выдающийся представитель всей мировой культуры. Вопреки колониалистским концепциям журнал утверждает самобытность культуры Востока и ее глубокую связь с передовой западной культурой.

Номер открывается статьей индийского литературоведа Сантванакумара Даса «Рабиндранат Тагор. Жизнь гения». Автор выделяет несколько периодов в творчестве Тагора. Произведения первого периода, охватывающего конец 70-х и 80-е годы прошлого столетия, еще не совсем зрелы, в них подчас чувствуется подражение традициям классической средневековой литературы Индии. Вместе с тем уже в эти годы проявились характерные черты таланта Тагора: гуманизм, воспевание радости жизни, осуждение религиозных предрассудков.

Зрелость Тагора как писателя, по мнению Даса, наступает к 1890-м годам. Именно в это время Тагор окончательно переходит на позиции критического реализма. В своих рассказах он развертывает перед читателем широкую картину жизни Индии конца прошлого века и поднимает острые социальные проблемы.

Следующей вехой в развитии таланта Тагора автор считает начало 900-х годов, когда в Индии наблюдался резкий подъем национально-освободительного движения под влиянием первой русской революции. Все произведения этого периода (например, роман «Гора» и сборник стихов «Гитанджали») пронизаны патриотическими мотивами. Тагор выступает как писатель-гражданин, ведущий борьбу за освобождение родины.

Патриотизм Тагора, говорит Дас в заключение статьи, «был свободен от узости шовинизма, ненависти или презрения к народам других стран. Он верил в величие Индии… и вместе с тем с глубоким уважением относился к западной культуре». Его творчество следует рассматривать в двух планах: «Для всего мира оно несло мысль о мире и всеобщем братстве, а для его закабаленной родины – надежду и призыв к свободе».

  1. «March of India», N. Delhi, 1961, May.[]

Цитировать

Демкина, Л. Классик индийской литературы / Л. Демкина // Вопросы литературы. - 1962 - №2. - C. 180-182
Копировать