№12, 1968/Коротко о книгах

Проблемы художественного стиля

Ар. Григорян, Проблемы художественного стиля, Изд. АН АрмССР, Ереван, 1966, 377 стр.

Художественный стиль – область мало исследованная в армянском литературоведении. Книга Ар. Григоряна широко охватывает эту сложную проблематику.

Уяснение сущности стиля, в том числе и национального стиля, представляет одну из важнейших задач советского литературоведения. Без решения проблем стиля не могут быть успешно решены ни проблемы творческой индивидуальности, ни проблемы национальной и общечеловеческой специфики литературы, ни проблема художественного повествования вообще. Наконец, разработка вопросов стиля имеет важное практическое значение еще и потому, что художественные явления во многих национальных литературах часто рассматриваются лишь в идейно-содержательном аспекте. Как показывает работа Ар. Григоряна, это далеко не всегда оказывается достаточным, скрывая от глаз исследователя многие ценности, которые могут быть обнаружены в стилевом анализе.

Этот тезис автора, в частности, интересно подтверждается на примере творчества замечательного армянского писателя Аксела Бакунца. Вульгарно-социологическая критика всегда вставала в тупик перед искусством Бакунца. «Магическое» воздействие его прозы она приписывала концепциям – руссоистским, патриархальным и т.д., – лишь внешне соотносимым с творчеством художника и не затрагивавшим – и это как раз показывает Ар. Григорян – сущности стилевого мышления Бакунца.

Вместе с тем часто встречающиеся в современной эссеистской критике о Бакунце восклицания типа «безыскусственная простота», «очарование», «лиризм» в книге Ар. Григоряна получают именно стилевую трактовку, возвращаются к своему художественному бытию. Бакунцевская «простота» оказывается в итоге далеко не простой, автор раскрывает сложный характер структуры его прозы.

Так, анализ повести «Закат провинции», в которой писателем, как полагали, был лишь осмеян «безымянный человек», сопротивляющийся пришествию царства «бетона» и «железа», позволяет обнаружить в сложном столкновении между патриархальностью и цивилизацией, с одной стороны, и «безымянным человеком» – с другой, трагедийную коллизию. Характерно, что в этом случае и гуманизм Бакунца, который слишком часто смешивали с его «лиризмом», также закрепляется в стиле как одна из форм и личного и одновременно народно-эпического взгляда на мир. И национального взгляда – добавляет критик.

Ар. Григорян смело вводит в свою работу понятие национального стиля, и не только применительно к Бакунцу. Ни этнографические, ни прочие местные факты и реалии не «вмещают» в себя всей полноты национального художественного своеобразия. Его определяет, как пишет критик, «сцепление стилевого ряда». Национальная художественная форма, национальное художественное мышление «овеществляют» себя прежде всего в стиле.

Цитировать

Арутюнов, Л. Проблемы художественного стиля / Л. Арутюнов, С.Г. Бочаров // Вопросы литературы. - 1968 - №12. - C. 211-212
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке