№9, 1958/Великое наследие

Проблема характера в романах Тургенева

1

В 1875 году Тургенев писал в одном из писем: «…я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдою людской физиономии; ко всему сверхъестественному отношусь равнодушно, ни в какие абсолюты и системы не верю… Все человеческое мне дорого…» 1. В этом ценном признании мы находим понимание реализма как метода, неразрывно связанного с острым интересом к объективной реальности, к процессам земной человеческой жизни, с равнодушием ко всему сверхъестественному, потустороннему.

Писатель-реалист, с точки зрения Тургенева, равнодушен к идеалистическому созерцанию и всецело погружен в правду земных, естественных чувств. Свое понимание реализма писатель обосновывал, опираясь на историю мирового искусства. Он ценил Шекспира как художника, свободного от пут средневекового аскетизма, наделенного зорким вниманием к естественной сущности человека, к борьбе и кипению страстей. Тургенев ценил Гёте как «защитника всего человеческого, земного», как «врага всего ложноидеального и сверхъестественного» 2.

Существенной чертой реализма Тургенев считал историческую точку зрения на жизнь, то есть признание закономерности процесса развития человечества и признание национального своеобразия каждого народа. Реализм в понимании Тургенева должен отличаться глубоким постижением социальных противоречий и правдивым изображением человека в развитии. В художественных произведениях он прежде всего искал раскрытия объективных закономерностей социальной действительности. (Молодым писателям он советовал, не ограничиваясь простым копированием чувственного облика жизни, проникать в сущность изображаемого, «стараться не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу…» 3. Реализм трактовался Тургеневым как конкретно-историческое изображение действительности. Так, в предисловии к своим романам (1880) Тургенев сделал следующее важное признание: «Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, – и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет: «the body and pressure of time», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служит предметом моих наблюдений» 4.

Тургеневу удалось раскрыть «самый образ и давление времени», создать романы о смене исторических эпох, о борьбе идеологических направлений, хотя либеральная тенденция и ограничивала возможность всестороннего освоения закономерностей общественной жизни. Но сознательно борясь со своими классовыми симпатиями к антипатиями, Тургенев постоянно стремился к правдивой передаче диалектики исторического процесса. Так, эпоха 40-х годов – эпоха философских споров, раздвоения дворянского интеллигента – сменяется в романах Тургенева эпохой 50 – 60-х годов – эпохой подготовки революционной ситуации в России, конфликта революционного демократизма с силами консервативного и либерального дворянства и т. д. Тургенев требовал от писателей раскрытия жизни в ее конкретном национально-историческом значении. Он ценил тех писателей, которым, подобно Гёте, «суждено было выразить собой всю сущность своего народа и своего времени» 5.

Реалистическое искусство, с точки зрения Тургенева, отличается «воспроизведением общественной жизни в ее типических проявлениях» 6. Способность создавать типические характеры он считал главным признаком объективного таланта, осуществляющего метод реалистического изображения действительности. Делясь своим творческим опытом, он учил молодых писателей «сквозь игру случайностей добиваться до типов» 7, улавливать «типы, а не случайные явления».

Как же сказалась в романах Тургенева существенная особенность реализма – глубокое осмысление и правдивое раскрытие человека и среды в процессе их взаимодействия и развития?

Тургенев понимал, что характеры людей определяются исторически сложившимся своеобразием времени, что представители различных социальных сил имеют свой образ мыслей и чувств в зависимости от особенностей их среды. Поэтому его персонажи всегда связаны с определенной эпохой, с определенным идеологическим движением, – этим объясняется склонность писателя ставить точные даты и точно обозначать место действия. Рудин, Базаров, Нежданов связаны с определенными этапами русского общественного развития.

Характерной чертой своих романов сам Тургенев считал наличие в них точной исторической обстановки, стремление передать «самый образ и давление времени». Так, Рудин выступает представителем дворянской интеллигенции 40-х годов – исторически слабым, не готовым к борьбе за идеал, лишенным чувства реальной жизни, с трагедией внутреннего раздвоения. Лаврецкий, представитель дворянской интеллигенции 40 – 50-х годов, проникнут «высокими, но несколько отвлеченными стремлениями» 8; он увлекается заоблачными фантазиями, которые противоречат законам природы. В самом факте покорного усвоения идеи абсолютного нравственного долга, подчинения религиозным представлениям Лизы сказалась социальная природа «лишнего человека», его «байбачество», примирение с действительностью, покорность «силе враждебных обстоятельств». Он неизбежно становится «бездомным странником», неудачником, грустящим о даром прожитой жизни.

В личности Базарова Тургенев воплотил наиболее существенные черты выдающихся участников демократического движения 60-х годов. Как материалист-естественник, презирающий идеалистические абстракции, как человек «непреклонной воли», сознавший необходимость отрицания, чтобы «место расчистить», человек плебейской честности и знания, «горькой, терпкой бобыльной жизни», как страстный противник либерального словоблудия – Базаров, несомненно, принадлежал к новому поколению революционеров-разночинцев.

Либеральных баричей Кирсановых романист тоже рисует в полном соответствии с исторической правдой. Павлу Петровичу Кирсанову присуще глубокое безразличие к судьбам родины, брезгливая жалость к мужику, ненависть к материалистической философии и положительному знанию, англоманство и защита европейской буржуазной цивилизации. В образах Николая Петровича и Аркадия Тургенев показал типичных выразителей либерального дворянства с его беспомощностью, бессилием, игрой в демократизм, с той его существенной чертой, которую В. И. Ленин называл «бесхарактерностью и холопством перед власть имущими» 9. Следовательно, Тургенев умел находить причинную связь между конкретно-исторической общественной средой и человеком: герои его романов выступают как социально-исторические типы, носители различных борющихся между собой исторических сил и тенденций.

Проблема типического характера была для Тургенева одной из центральных проблем эстетики. Однолинейности романтизма Тургенев противополагал жизненную полноту реалистического искусства – следствие более глубокого познания действительности, более верного ее отражения. Он признавал характер совокупностью многих страстей и многих качеств, то есть выдвигал принцип «шекспиризма». Тургенев призывал писателей интересоваться личностью человека в единстве ее противоречивых сторон и в их постоянном развитии, что объяснялось пониманием многообразных связей человека с общественной средой. Тургенев выступал против ограничения характера одной ведущей особенностью, против «вытягивания каждого характера в одну струнку», которое находил, например, в драме Островского «Минин»; он требовал изображения людей «не только en face, но и en profile, в таких положениях, которые были бы естественными и в то же время имели бы художественную ценность» 10. С точки зрения Тургенева, обобщение действительности предполагает раскрытие полноты и разнообразия изображаемой жизни. Путь к такому стройному, ясному, жизненно полнокровному созданию характера Тургенев в общем виде указал в письме к К. Леонтьеву; «Глядите больше кругом себя и возитесь меньше с самим собою»; тем самым он поставил вопрос об объективности писателя и объективности описания.

Тургенев боролся за реалистическую основу психологического анализа, он сосредоточенно размышлял о принципах изображения внутренней жизни человека. С точки зрения Тургенева, писателю необходимо стремиться к простоте, ясности и цельности изображения, необходимо подражать природе, а «природа во всем, как ясный и строгий художник, чувство меры хранит, стройной верна простоте». Писатель считал, что художественное обобщение реально существующих фактов предусматривает простоту и ясность очертаний, определенность и строгость рисунка. Отсюда резкое выступление Тургенева против излишней психологизации, против раздробления характера.

2

Тургенев был верным учеником Пушкина в «стремлении к беспристрастию и к истине всецелой».

Связь Тургенева с Пушкиным была органической и многообразной11. Поставив задачу раскрытия сложного противоречивого характера, Тургенев обратился к пушкинскому пониманию психологии, к сознанию односторонности романтического субъективизма, к отрицанию психологической однолинейности. Он учился у Пушкина раскрывать «истину страстей и правдоподобие чувствований». Он руководствовался призывом Пушкина по-шекспировски рисовать героев – многосложных, разнообразных, исполненных «многих страстей и пороков». Психологический рисунок Пушкина с его предельной простотой, сжатостью и лаконизмом очень импонировал Тургеневу, убежденному противнику кропотливого психологического анализа.

Внутренне опираясь на создания Пушкина, Тургенев, разумеется, значительно психологизировал свой стиль, обострив внимание к душевной жизни человека в её противоречиях. Реализм Тургенева представляет собою объективное эпическое повествование, исключающее непосредственное авторское вмешательство, но тем не менее вбирающее в себя стихию лиризма. Сочетание объективной эпической манеры с поэзией чувства – особенность тругеневского стиля12.

Приемы типизации Тургенева очень своеобразны и резко отличны от манеры Толстого или Достоевского. Тургенев преимущественно интересовался готовыми результатами душевной жизни, Толстой же был противником синтетических обобщенных характеристик. Особенную физиономию таланта Толстого Чернышевский увидел в глубоком знании тайных движений психической жизни, в способности раскрывать течение психического процесса. Толстого более всего занимает «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души» 13, «едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием» 14. Тургенева же скорее следует отнести к числу тех писателей, которые, по словам Чернышевского, «заботятся преимущественно о результатах, проявлениях внутренней жизни, о столкновениях между людьми, о действиях, а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается мысль или чувство» 15.

Тургенев выступал противником психологической детализации: «Кто все детали передает – пропал, надо схватывать одни характерные детали. В этом одном и состоит талант и даже то, что называется творчеством». В статье «Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста» Тургенев говорит о «ложной манере», которая «состоит в подробном до крайности и утомительном воспроизведении всех частностей и мелочей каждого отдельного характера, в каком-то ложно, тонком психологическом анализе» 16. Тургенев стоит за «определенность и строгость рисунка», за большие линии, против мелочного анализа душевной жизни. «Психолог, – по его словам, – должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой» 17. «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете или увядании» 18.

Борясь с психологической детализацией, Тургенев в нерасчлененном потоке ощущений выбирает только простые и ясные линии, так как «художество не обязано только повторять жизнь», так как «во всех этих бесконечно малых чертах теряется та определенность, строгость рисунка, которых требует внутреннее чувство читателя» 19. Тургенев не следит за непрерывным течением душевного потока, не останавливается на каждом звене переживаний, а выделяет лишь их вершинные моменты, интересуясь только «началом и концом психического процесса».

  1. И. С. Тургенев, Собр. соч., т. 12, Гослитиздат, М. стр. 475.[]
  2. Там же, т. 11, стр. 33.[]
  3. Там же, т. 12, стр. 492 – 493.[]
  4. И. С. Тургенев, Собр. соч., т. 11, стр. 403.[]
  5. Там же, стр. 20.[]
  6. Там же, стр. 388.[]
  7. Там же, т. 12, стр. 492.[]
  8. Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., т. IV, М. 1937, стр. 58.[]
  9. В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 97.[]
  10. «Минувшие годы», 1908, N 8, стр. 69.[]
  11. См. И. Эйгес, Значение Пушкина для творчества Тургенева, «Литературная учеба», 1940, N 12.[]
  12. Своеобразие творческой манеры Тургенева изучали М. Клеман («И. С. Тургенев в работе над романом», «Литературная учеба», 1933, N 5), Л. Пумпянский (статья о «Дыме», в кн.: Тургенев, Сочинения, т. IX, 1930; статья «Тургенев и Запад», в сб. «И. С. Тургенев. Материалы и исследования», Орел, 1940), В. Голубков («Художественное мастерство Тургенева», М. 1955) и др.[]
  13. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. III, M. 1947, стр. 423.[]
  14. Там же, стр. 426.[]
  15. Там же, стр. 425.[]
  16. И. С. Тургенев, Собр. соч., т. II, стр. 140.[]
  17. Там же, стр. 142.[]
  18. Там же, стр. 198 – 199.[]
  19. Там же, стр. 140.[]

Цитировать

Курляндская, Г. Проблема характера в романах Тургенева / Г. Курляндская // Вопросы литературы. - 1958 - №9. - C. 64-78
Копировать