№9, 1958/Литературная карта

Писатели-горьковчане

Я открываю свой книжный шкаф. На нескольких полках в нем под рубрикой «Книги писателей-горьковчан» одна к другой, плотно сомкнув строй, стоят и тоненькие, одетые в бумажные обложки брошюры в один-два листа со стихами, и солидные, в картоне, ледерине, произведения прозы объемом в двадцать-тридцать печатных листов. Вот годовые комплекты нашего ежемесячного журнала «Натиск» со сдвоенными и строенными номерами, а рядом – тома «Альманаха горьковских писателей», сменившего журнал с 1936 года.

Перелистываю страницы этих изданий, просматриваю оглавления. Знакомые имена моих товарищей-писателей, знакомые названия произведений, названия, воскрешающие в памяти содержание того, что скрывается за скупыми словами заголовков: «Тараканы», «Парни», «Новая Балахна», «Обыкновенная женщина» и многие другие. И память вызывает живые картины событий, образы простых советских людей.

Книги моих товарищей говорят мне и о различном для каждого из них пути вхождения в литературу, то стремительного, бурного, быстро замеченного читателями, как, например, это было с Н. Кочиным, первый роман которого «Девки» сразу вызвал широкий интерес читателей и принес автору большой успех, то очень трудного, «тернистого», – как выражались когда-то, каким был, скажем, путь в большую литературу для В. Костылева.

Книги – это и разные писательские судьбы, с их творческими взлетами и подчас горькими неудачами, и вместе с тем для меня все это – история одного из многих в стране писательских коллективов, неотделимого от единого процесса идейного и организационного сплочения литературных сил.

* * *

Горьковская писательская организация ведет свою историю с 12 марта 1925 года. В этот день состоялось первое собрание литературной группы, организованной по инициативе работников редакции нижегородской молодежной газеты «Молодая рать» и присвоившей себе наименование этой газеты.

В литературную группу входили тогда П. Агеев (тогдашний редактор газеты), молодые журналисты – К. Смирнов, А. Распевин, В. Николаев, Б. Рюриков, П. Штатнов (М. Паняш) и некоторые другие.

В «Молодой рати» стали регулярно печататься литературные страницы; художественное качество таких страниц показалось бы сейчас читателям во многом слабым, большинство произведений носило ученический характер: что же можно было требовать от молодых начинающих авторов, у которых было больше творческого энтузиазма, нежели опыта, приходящего с годами учения…

Но роль литературных страниц, самого кружка, работавшего актива была, несомненно, положительной. Они привлекали к себе внимание авторов из среды трудящейся молодежи, также пробующих силы в творчестве, кружок пополнялся новыми участниками – в него вскоре вошли, например, поэт-комсомолец М. Шестериков, из Арзамасского района приехавший в город на учебу, поэты Ф. Жиженков, К. Поздняев и т. д.

Так группа «Молодая рать» 1 и стала ядром возникшей в 1928 году Нижегородской ассоциации пролетарских писателей, в которую кроме тех, о ком упоминалось уже, вошли приехавший в Н. -Новгород опытный очеркист, работник Ярославской газеты А. Муратов, Н. Кочин, только что выступивший в журнале «Октябрь» с первым романом «Девки», и А. Патреев, – оба они работали учителями.

НАПП выпустила в 1929 – 1932 годах небольшие сборники стихов, рассказов, очерков – «Начало», «Будни», а также «В боях за Сормово» и «За ударные темпы», – книжечки стихотворных лозунгов-призывов и эпиграмм, отразивших участие местных писателей в осуществлении тогдашнего лозунга «РАПП – на предприятия», участие в борьбе рабочих Сормова и других заводов за ликвидацию возникших прорывов на производстве.

В 1932 году появляется известное решение Центрального Комитета Коммунистической «партии «О перестройке литературно-художественных организаций», в связи с которым рапповские организации были повсеместно распущены.

После Первого Всесоюзного съезда писателей СССР создается Горьковское отделение Союза советских писателей, представляющее творческую литературную организацию в области и в настоящее время.

В Союз писателей первоначально были приняты прозаики А. Муратов – ответственный секретарь отделения, Н. Кочин, А. Патреев, Г. Федоров, поэты М. Шестериков, Б. Пильник, Н. Бирюков и критик Б. Рюриков; несколько позднее (1935 – 1938) в организацию вошли В. Костылев, поэты А. Белозеров2, А. Зарубин, критик А. Елисеев и сказитель-колхозник И. Ковалев.

Отделение объединило вокруг себя большой творческий актив города, в который входили Г. Николаева, К. Поздняев, И. Симаненков, И. Рогов, Ф. Жиженков, журналисты Л. Кудреватых, А. Романов, Е. Рябчиков, критики Е. Сурков, Н. Барсуков и др.

1

Тридцатые годы. Первые пятилетки. Грандиозные трудовые победы страны на фронте индустриализации. Становление деревни на социалистический путь, укрепление колхозного строя…

В художественную историю страны, труда советского народа немало хороших, добротно написанных страниц вписали и литераторы периферии, обращаясь прежде всего к фактам местной жизни. Так и писатели-горьковчане широко осваивают разнообразный материал действительности тех лет, создают произведения различных жанров о людях, строивших на пустырях гиганты-заводы, – автозавод, Балахнинский бумкомбинат, о котором восхищенно говорил Горький, посетивший его в 1928 году, о труде рабочих старейшего в стране завода «Красное Сормово» и т. д.

Значительное место в творчестве горьковских литераторов занимают произведения о жизни деревни в условиях советской действительности – от первых лет революции до победы колхозного строя.

Ведущей темой горьковской литературы тех лет становится тема современности, она находит свое выражение и в том, что печаталось тогда в нашем журнале «Натиск» (1931 – 1935) и в альманахе, сменившем журнал, и в тех книгах писателей, что выходили в местном и центральных издательствах, книгах, многие из которых заслуженно пользовались успехом у читателей не только в границах области. Это прежде всего относится к творчеству Н. Кочина, который особенно плодотворно работал в те годы, скоро заняв заметное место в союзной литературе. Успех был не случаен. В лице Н. Кочина мы имеем писателя с отчетливо выраженной творческой индивидуальностью, раскрывающейся как во взгляде художника на описываемые им явления жизни, так и в сочной по краскам палитре изобразительных средств, в стилевой манере.

Н. Кочин выступил уже в первом большом романе «Девки» как писатель, обладающий богатым и хорошо знакомым по личному опыту материалом жизненных наблюдений. Творческие интересы, устремления Н. Кочина сосредоточены преимущественно на одной теме (если не говорить о «Кулибине») – это жизнь русской деревни, в которой его внимание привлекает складывание новых общественных и личных отношений, нового, социалистического сознания, порожденных Октябрьской революцией.

Советская литература (А. Неверов, С. Подъячев, А. Серафимович, Ф. Панферов, Л. Сейфуллина и др.) уже с 20-х годов широко разрабатывала тему перестройки устоявшегося веками существования деревенского уклада и создала галерею образов людей, пробужденных революцией к активному деянию в жизни, – первых деревенских коммунистов. Это были чаще всего возвращавшиеся в деревню с фронтов красноармейцы или посланцы города – рабочие, комбедовцы, комсомольцы, селькоры, женщины, смело сбросившие с плеч своих «бабью рабью долю».

В творчестве И. Кочина как раз подобные образы застрельщиков, пропагандистов новой жизни становятся центром событий, конфликтов, развертываемых в его произведениях _ «Девки» (1928), «Записки селькора» (1930), «Юность» (1937).

Такова и Парунька (Параня) из «Девок», преодолевающая унижение, оскорбления, дикие издевательства над личностью, сложившееся издревле позорное отношение к «бабе», – чтобы найти свое человеческое счастье в общественной деятельности, в борьбе за коммуну. Таковы и коммунист председатель комитета бедноты Яков Ошкуров и юный Семен Пахарев (образ, во многом построенный на автобиографической основе), сего восторженной устремленностью к живому новому делу, к культуре, к постижению красоты жизни и брат его – красноармеец Иван, и другие персонажи повести «Юность», повествующей о событиях первых лет революции в деревне.

Все, о чем рассказывает Н. Кочин, связано с родным писателю селом Гремячие Поляны Дальне-Константиновского района нашей области; действующие лица в его произведениях – это земляки писателя, односельчане, с которыми он связан личным участием в событиях, – отсюда та достоверность и точная этнографичность, которые привлекают нас в изображаемых Н. Кочиным картинах и сценах. Но локальное не становится у Н. Кочина описанием лишь местных сцен, событий, бытовая колоритность не превращается в самоцель. Факты, явления действительности типизируются художником, выступают в картинах, художественно обобщающих глубокие социальные сдвиги, процессы, характерные для русской деревни тех лет.

В Гремячей Поляне и вокруг издавна сложился кустарный промысел – вязка варежек на рынок, – этим занимались женщины деревень и сел. Но этот труд и после революции еще долгое время продолжал находиться в жестокой зависимости от кулаков-скупщиков. Н. Кочин пишет повесть «Записки селькора» (автор сам когда-то был селькором), в которой, давая живые, полные интересных подробностей картины труда женщин-кустарей, их взаимоотношений со скупщиками, разоблачал деятельность скупщиков, показывая, что путь к пресечению ее может лежать лишь в коллективной организации труда кустарей. Факты «Записок» – частные, выводы же из них имели не только местное значение. А используемая писателем форма повествования – записки селькора – позволяла ему решить и другую большую писательскую задачу: показать место и роль селькора в общественной жизни трудового крестьянства. Как это было своевременно и важно, видно хотя бы из письма селькоров, которое приводит М. Горький в статье «Беседа». Селькоры писали Горькому: «Вместе с этим хочется нам и еще один счет нашим писателям предъявить – мало мы видим книг, а о селькорах хорошую знаем лишь одну – это Кочина «Записки селькора». Мы просим писателей писать о селькорах, о их борьбе за зажиточную и культурную жизнь колхозников».

Кроме названных произведений, Н. Кочин в 30-х годах выпускает несколько книг очеркового жанра о колхозном строительстве и передовых людях сельхозартелей («Как вырастала новь», «Почин Починок») на материале, который ему давали многочисленные поездки в родной и другие районы области; пишет повесть «Тарабара» (1932) – о борьбе против уравниловки и обезлички в колхозном труде.

Интересные характеры, сама проблема, – выдвинутая жизнью, своеобразие сказовой манеры повествования сделали и эту повесть заметной в литературе.

В 1932 году в статье «О старом и новом человеке» М. Горький, отмечая становление в стране нового человека с социалистическим сознанием, указывал, что одним из могучих источников переделки психологии человека, его сознания является рабочий, пролетарский коллектив: «Деревенский парень, являясь работать на завод… попадает в мир явлений, которые, поражая его воображение, возбуждая мысль, освобождают ее от древних диких суеверий и предрассудков».

Изображение этого трудного процесса освобождения человека «от древних предрассудков», от пут старого и составляет содержание большого романа Н. Кочина «Парни» (1934), проблематика которого тесно связана с его романом «Девки».

Развертывая в романе картины строительства на месте глухой деревушки Монастырки гиганта-автозавода, жизни большого коллектива строителей, в который вовлечены были многие тысячи людей, пришедших из деревень и впервые соприкоснувшихся с невиданным ими делом, «поражавшим их воображение», Н. Кочин повествует в романе о жизненном пути и судьбе молодого крестьянина из Монастырки Ивана Переходникова, о формировании в нем черт характера нового человека, осознающего себя творцом и хозяином нового мира.

Широкую известность в стране получила и книга Н. Кочина «Кулибин» (впервые вышла в 1939 году в серии «Жизнь замечательных людей»), до настоящего времени остающаяся одной из лучших биографических работ о гениальном изобретателе-нижегородце. Она сочетает в себе серьезность научного биографического исследования, умелое использование научных и архивных источников с живым повествованием, образно воспроизводящим черты современной Кулибину эпохи.

Талантливому писателю П. Штатнову (умер в 1943 году), начавшему литературную деятельность в 20-х годах со стихов, также свойствен был постоянный интерес к деревне, жизнь которой он отлично знал и в ее прошлом состоянии и в процессе перестройки, в движении по новому, социалистическому пути. В многочисленных очерках и рассказах и в двух крупных произведениях – повести «Прекрасная кисть» (1932), опубликованной в журнале «Земля советская», и романе «Комбинированная умница» (1934) писатель показывал уродливые черты старого деревенского уклада, жестокую «власть земли» над душой крестьянина, конфликты классовой борьбы в деревне, столкновение носителей собственнической идеологии с новым рождающимся сознанием коллективиста-колхозника. П. Штатнов умел создавать образы своих персонажей жизненно убедительными, точными по рисунку, запоминающимися как интересные, своеобразные индивидуальности. Его особенно привлекали характеры противоречивые, выражающие борьбу противоположных начал в отношении к складывающейся в условиях колхозного движения новой жизни, борьбу разума, тяготеющего уже к этому новому, с предрассудками прошлого.

В «Прекрасной кисти», написанной в форме дневника (записок середняка Ивана Шаброва – «культурного хозяина»), П. Штатнов выразительно раскрывал эту двойственность сознания своего героя, разоблачал «рабскую приверженность» человека к своему клочку земли, цепко держащую Шаброва в паутине собственнических чувств – стяжательства, жадности, недоверия к людям.

О побеждающей силе колхозного строя, которая приводит единоличника Фрола Чачикова к признанию торжества колхозной правды, повествует П. Штатнов в романе «Комбинированная умница».

Как и Н. Кочин, П. Штатнов широко пользовался богатством народного языка – меткого, красочного, но к сожалению, он не всегда критически подходил к отбору лексического материала, и в его книгах нередки языковые сорняки вроде «навозыкивал», «притартыкивать», «устробунился» и т. п.

В крупного, серьезного писателя вырос в 30-годы и А. Патреев, автор многих очерков (книга очерков о людях и работе леспромхозов – «В зеленых цехах») и рассказов (сборник «Страна родная»). Широкую известность А. Патрееву принесли романы «Глухая рамень» (в первой редакции 1933 года повесть «Таблица Крафта») и «Инженеры».

В «Глухой рамени» действие развивается в одном из крупных леспромхозов в 1930 году. В многоплановом по содержанию произведении А. Патреев показал, как идеи социализма, во имя которого большой коллектив самоотверженно трудится, воспитывают в людях (Сорокин, Коробов и др.) высокие моральные качества, укрепляют их волю в борьбе с врагами, действовавшими в леспромхозе. Автор разоблачал буржуазную философию индивидуализма, выразителем которой выступает один из центральных образов романа – инженер-лесовод Петр Вершинин. Вершинин переносит на жизнь общества биологические законы. Эгоизм, самовыявление особи через борьбу со всеми, каждого с каждым – единственное, по его мнению, качество человеческого характера, помогающее «сквозь лесную чащу людей продираться к своему месту». Выживают только сильные. «Этот вечный биологический закон диктует волю группам, индивидуумам. На нем и вырастает политика класса («группы»)». Развертывая образ Вершинина, писатель показывает, как неизбежно смыкается практика поведения Вершинина – «субъективно честного человека» (так его характеризует директор леспромхоза Бережков) – с деятельностью тех, кому ненавистна новая утверждающаяся жизнь. Отрицая классовую борьбу, Вершинин ходом событий оказывается соучастником ее.

В критическую минуту «сильная личность», жадно цепляясь за «свое место под солнцем», оказывается малодушной и трусливой. А следствие этого – гибель секретаря партячейки Горбатова, убитого классовым врагом Жиганом. Только смерть Горбатова раскрывает Вершинину, что его теория жизни ложна и используется врагами нового общества. Не находя для себя выхода, он кончает с собой: «Ты не понял, – говорит он себе, – что новый человек уже пришел, что он меняет мир, меняет и свое обличив… Нагнать не смогу: устал, а оставаться на задворках стыдно».

  1. В 1928 году группа вошла коллективно в Московское объединение «Молодая гвардия». В 1927 году произошла незабываемая встреча молодых писателей-нижегородцев с В. Маяковским, который выступал в Н. Новгороде и посетил собрание литгруппы (см. стих. Маяковского «По городам Союза»).[]
  2. А. Белозеров – один из старейших представителей русской пролетарской поэзии. Последний сборник его стихов – «Мятежные вихри» – был издан в 1928 году. Им написаны также интересные воспоминания об М. Горьком, Я. Свердлове, о революционных событиях в Н. -Новгороде в начале 900-х годов.

    В настоящее время Горьковское издательство готовит к выпуску избранные произведения (стихи, воспоминания, статьи) писателя, скончавшегося в 1954 году.[]

Цитировать

Елисеев, А. Писатели-горьковчане / А. Елисеев // Вопросы литературы. - 1958 - №9. - C. 194-212
Копировать