О Льве Толстом. Сообщение и публикация О. Семеновского
Сообщение и публикация О. СЕМЕНОВСКОГО
В 1910 году в газете «Бессарабское обозрение», выходившей в г. Сороки, были опубликованы две статьи В. В. Воровского, которые с тех пор не перепечатывались. Одна из них называется «А. П. Чехов и русская интеллигенция», другая, посвященная Л. Толстому, – «У великой могилы». Обе подписаны псевдонимом «П. Орловский» – одним из наиболее распространенных псевдонимов Воровского.
Года два тому назад Д. Тальников, сотрудничавший, как и Воровский, в ряде одесских изданий, сообщил, что Воровский посылал газетные материалы в Сороки; тогда же Д. Тальников нашел бессарабскую газету с этими материалами в своем архиве. Он-то и сообщил, каким образом статьи Воровского попали в маленькую провинциальную газету приднестровского городка.
В «Одесском обозрении», по свидетельству Д. Тальникова, бывшего фактическим редактором этой газеты, Воровский познакомился с И. Вайсманом, сорокским журналистом, социал-демократом, который являлся сотрудником «Одесского обозрения», а в конце 1909 года стал редактором «Бессарабского обозрения». Когда в январе 1909 года прогрессивная общественность отмечала шестую годовщину со дня смерти Чехова, Воровский, по просьбе «Бессарабского обозрения», прислал туда свою статью «А. П. Чехов и русская интеллигенция». В том же году, после смерти Толстого, он напечатал в сорокской газете статью «У великой могилы».
Взгляды Воровского на творчество Толстого в печати не освещены. Между тем, кроме переиздававшихся фельетонов «Толстой и Белоглавек», «В подземном царстве», «Икра», Воровский опубликовал в одесской прессе еще ряд фельетонов, связанных с именем Толстого. Эти фельетоны родились в обстановке ожесточенной борьбы вокруг творчества Толстого, особенно усилившейся в связи с 80-летием (1908), а затем в связи со смертью писателя (1910).
Воровский заклеймил реакционеров, травивших Толстого, и выступил в защиту русского писателя, «общепризнанного художественного великана». В то же время он разоблачал реакционные стороны толстовского учения. В фельетоне «Анекдот», который был опубликован в газете «Паше слово» (27 марта 1910 г.), ориентировавшейся на трудящееся население, Воровский с иронией говорит о вере наивных людей в то, что «если у Толстого или у другого влиятельного лица окажется достаточно «знакомых» в Думе или Совете», чувствительных и совестливых, то «глядишь… и фабрики и заводы попадут в руки рабочих».
Толстовскую проповедь непротивления злу насилием Воровский квалифицировал как вредное дон-кихотство, а самого Толстого-проповедника называл «великим Дон-Кихотом российской современности» 1.«Он, – писал Воровский, – бросается на грозные мельницы на своем Россинанте, хромающем на все четыре ноги, с медным тазом непротивленства вместо шлема, с безвредной жердью братской любви вместо копья.
- »В кривом зеркале», – «Одесское обозрение», N 197, 1908, 10 августа. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.